Осиновецкий порт — начало Дороги жизни
Дорога жизни – та самая, знакомая каждому петербуржцу-ленинградцу по рассказам родных, по кадрам кинохроник, по мелькающим по ТВ названиям и фразам. С ней было много связано в годы блокады, она стала спасительной артерией для окруженного города.
В зимнее время года трасса Дороги жизни шла прямо по льду Ладожского озера, но как только стало тепло – потребовалось решить задачу с обеспечением прямого судоходства между берегами. Для этого было построено два порта, созданных специально для того, чтобы обеспечить работу водной части пути Дороги жизни – Кобоно-Кареджский и Осиновецкий.
Кобоно-Кареджский, находящийся в деревне Кобона, сейчас стал территорией музея под открытым небом, а Осиновецкий порт практически ушел в историю. На память о нем в Осиновце остался одноименный Осиновецкий маяк, который входит в комплекс памятных мемориалов , связанных с событиями блокады и Великой Отечественной войны. Впрочем, смотритель на нем служит и по сей день, так что маяк этот не просто дань памяти.
А вот об Осиновецком порте, который стал своего рода началом той самой Дороги жизни, забыло.
Порт был построен в самую первую блокадную зиму, когда стало понятно, что с наступлением тепла проложенная из окруженного города трасса по льду использоваться не сможет. Уже к весне 1942 года Осиновецкий порт был практически закончен, об этом рассказывают те, кто работал на его строительстве в книге «Ладога родная». Одним из авторов этой книги и автором главы, посвященной Осиновецкому порту, является Владимир Яковлевич Левин, который в тот период руководил инженерными строительными работами на Дороге жизни.
Задача, поставленная перед строителями, была быстро решена, но весной же и выяснилось, что ситуация изменилась и требования к практически готовому порту тоже. Первоначально он строился в расчете на легкие, максимум средние грузы, но весной 42-го года прибыло распоряжение обеспечить возможность использовать порт и для перевалки тяжелых грузов – из осажденного Ленинграда вывозили станки и другие тяжести.
Осиновецкий порт для перевозки грузов строился на основе совсем небольшого рыбацкого пирса, который тут находился до войны. Тогда к нему могли пристать только небольшие лодки. Чуть в стороне находилась бухта Гольсмана, где тоже имели небольшие причальные стенки. И в бухте, и в самом Осиновеце была небольшая прибрежная глубина, не позволявшая подойти вплотную к суше более-менее крупным судам.
Строительство Осиновецкого порта стало задачей военных инженеров Балтийского флота, которые должны были организовать на месте рыбацкого пирса порт, который сможет принимать тяжелые грузы. При этом на расчетные и строительные работы отводились считанные месяцы. Сейчас нам кажется, что быстро был построен мост, соединивший Тамань и Крым, но даже на него и с современными технологиями ушло более года, а порт в условиях войны был возведен за несколько месяцев.
Главным условием была возможность порта принимать все типы кораблей, которые на тот момент ходили по Ладожскому озеру.
Существующий на тот момент пирс был значительно удлинен, рядом с ним был поставлен еще один, а практически вплотную к новым пирсам подведена ветка железной дороги, чтобы обеспечить перевалку груза непосредственно в порту. Для создания новых пирсов были выбраны ряжевые конструкции, внутри наполненные камнями, сверху был положен крепкий деревянный настил.
Одновременно со строительством пирсов шла работа над наземными береговыми зданиями порта, которые, в том числе, должны были обеспечить возможность укрыть от огня противника.
На случай непогоды для судов, подходящих к Осиновецкому порту, в бухте Морье, расположенной неподалеку, был построен брекватор в виде мола из крупного камня, за которым от сильных волн могли встать суда. Позднее на нем также было сооружено несколько небольших пирсов.
Порт получил название Морье-Осиновец и отлично обозревался с Осиновецкого маяка, обеспечивавшего навигацию в акватории.
Все этапы строительства Осиновецкого порта проходили при непрерывных обстрелах вражеской авиации. По свидетельствам очевидцев, были дни, когда в небе было можно насчитать до пятидесяти-шестидесяти немецких самолетов.
Сейчас уцелевший Осиновецкий маяк является не только самым высоким маяком на Ладоге, но и во всей Европе.
А вот на берегу озера, где некогда находился один из главных портов блокадного города, сейчас располагается живописная зона отдыха с обустроенным пляжем.