«Коллеги были в ярости». Запрещенных профессий для женщин стало меньше, а мужской критики — больше

В России впервые за 20 лет пересмотрели список профессий, запрещенных для женщин. Если в прежнем документе было

«Коллеги были в ярости». Запрещенных профессий для женщин стало меньше, а мужской критики — больше
© Daily Storm

456

видов работ, то в новом осталось всего

100

. Теперь женщина может устроиться машинисткой, шкиперкой, газоспасательницей и каменщицей. Мужчины, занятые на тяжелых работах, в целом не против дамской компании. Хотя сами женщины сомневаются: вряд ли новый закон сможет побороть сексизм и дискриминацию. 

Среди отраслей, ставших доступных с этого года, почти сразу же выделяется морская торговля. Законодательно теперь ничто не мешает женщине работать на палубе, быть матросом, боцманом или шкипером.

Елена Гудзь занимается морским делом с 2016 года. Первые два контракта девушка отработала в качестве матроса, а потом повысила свой диплом до третьего штурмана (в шутку Елена зовет себя «штурманесса»). Собеседнице Daily Storm удалось попасть на судно при действующем «запрете на женщин». Ее пример — то самое исключение, которое обычно есть в правилах.

«Я не знаю ни одну девушку в морской сфере, которая бы не испытывала сложностей. Как только я переступала порог крюинга и говорила, что хочу работать матросом, мне отвечали, что с девушками они не сотрудничают. Я обошла много, действительно много компаний в Ростове-на-Дону. В итоге устроиться на судно помогла хвалебная рекомендация от капитана порта», — рассказала Гудзь.

Многие идут работать на палубу, следуя примеру отцов и дедов. Другие — из-за романизированных представлений о море, считает Елена. На деле обязанности матроса сложны и рутинны, особенно для женщин.

Обычный распорядок дня моряков — сбивать и зачищать ржавчину, красить палубу, замывать от грязи и пыли трюм после выгрузки груза, швартоваться и отшвартовываться, становиться на якорь. На современных судах эти процессы автоматизированы, однако Елена работает на старом судне, где многое приходится делать вручную.

«Ко мне как штурману вопросов меньше, потому что в основном я работаю на мостике с документами. Ко мне как к матросу вопросов больше. В первый контракт тяжелую работу мне не давали априори, ее выполняли другие матросы. Открыто мне никто не говорил, но я видела, что они были недовольны. Впоследствии отношения с ними испортились, — признается Елена. — Но есть работа и полегче, и ее тоже должен кто-то выполнять. Например, подметать остатки зерна, когда матросы заполняют грузом бочки».

Другой неприятный момент связан с излишним мужским вниманием: «Были индивидуумы, которые позволяли себе сальные комплименты. Думаешь: «Лучше бы вообще ничего не говорил». Некоторые пытались подкатывать, но я их сразу пресекала».

На должности штурмана у Елены появились подчиненные. Несмотря на то что команды отдает женщина, приказы исполняются исправно. За работу девушка получает 45-50 тысяч рублей ежемесячно плюс 1000 долларов премии в конце каждого контракта. Дискриминации в денежных вопросах она не ощущает.

«Статистика гласит, что женщин среди моряков всего 1-2%. Я не думаю, что с новым законом ситуация изменится. Возможно, станет проще устроиться, но стереотипы седовласых дедуль, сидящих в кабинетах, всегда будут сильнее», — уверена Елена.

Вадим Мамонтов из Российского профсоюза моряков с этим не согласен. Он помнит женщин-штурманов еще с советских времен и тепло вспоминает знаменитую Анну Щетинину, капитана на Дальнем Востоке. По словам Мамонтова, давно пора разрешить женщинам работать на судне — они и ответственней, и дисциплинированней, а укачать в рейсе может кого угодно, без скидки на половую принадлежность.

«Быть матросом тяжело, надо таскать швартовые концы, которые при обледенении на морозе становятся очень тяжелыми. Но я думаю, на флоте с пониманием отнесутся к женщине, которой нужно несколько месяцев отработать матросом, чтобы стать штурманом, — считает Мамонтов. — Посмотрите, на западном флоте женщины — капитаны круизных лайнеров! Да еще и неплохо выглядят».

Спасай, но не туши

По новым правилам женщинам разрешено и в огонь, и в воду — в числе доступных появилась профессия десантника-пожарного (парашютиста). Однако тушить пожар дамам по-прежнему запрещено. В таком противопоставлении нет ничего абсурдного, объяснил эксперт по безопасности и исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр» Александр Старостин.

«Бывает, люди работают в спасательной службе, но не принимают участия в первой линии боевых задач. Это отряды тыла, диспетчеры. После десантирования женщины могут заняться разбивкой лагеря, оказанием медпомощи, в то время как коллеги тушат низовой лесной пожар», — рассказал он.

Как и в случае с морской торговлей, работа десантника-пожарного излишне романтизирована, говорит Александр. Это не всегда геройский прыжок вблизи очага опасности с огнетушителем наперевес. Часто — спокойная высадка с вертолета, пеший поход до места возгорания и рутинное исполнение своей работы.

«Я не считаю, что нужно делать различия по гендерному признаку. За границей женщины давно заняты в пожарной охране. Но следует трезво оценивать физическую подготовку конкурсанток — чтобы не было ситуации, когда мужчина тащит и свое оборудование, и чужое», — предупредил Старостин.

Строй и сноси

Почти полностью открылась для женщин область строительства. С этого года на работу берут плотников, кровельщиков, каменщиков, землекопов. Хотя особого интереса со стороны женщин к этим вакансиям пока не наблюдается.

«Не думаю, что женщины массово пойдут в строительство. Но если такой запрос возникнет, начальство с удовольствием примет сотрудниц, — заявил президент Российского союза строителей Владимир Яковлев. — Условия изменились, труд облегчился. Больше не нужно ворочать бревна вручную. С этим спокойно справляется машина, за пультом управления которой сидит хоть женщина, хоть мужчина». 

Точно так же объясняют сокращение списка запрещенных для женщин профессий Минтруд и Федерация независимых профсоюзов России. Современные технологии снизили риски и улучшили условия труда. Предыдущие ограничения были наложены медиками, исходя из запрета о подъеме тяжелых грузов. «Не пущать, потому что женщина» — таких мыслей у экспертов не было.

Говорить о том, какие профессии будут востребованы у женщин в первую очередь, специалисты пока не решаются.

«Сейчас в принципе много безработных, отчего ряд направлений и отраслей либо схлопнулись (малый и средний бизнес), либо работа в них затруднена, например, автоперевозки. Предоставить рабочие места для освободившихся профессий — теперь задача правительства. Иначе мы перейдем в стадию застойной безработицы», — рассказал заместитель председателя ФНПР Александр Владимирович Шершуков.

На самом деле доступ к запрещенным профессиям женщины имели и раньше, если работодатель создавал безопасные условия труда. Сейчас без лишних выдумок женщина может устроиться водителем аэросаней, газоспасателем, трактористом, монтажником антенн, обработчиком морского зверя, в производстве музыкальных инструментов — обдирщиком чугунных рам пианино и роялей на абразивных кругах.

И все же женщинам пока говорят «нет» в химической и горнодобывающей промышленности, металлообработке, лесосплаве, бурении скважин.

]]>