Войти в почту

Бой на уничтожение: как в 1967 году едва не началась американо-израильская война

Эта история не получила широкой огласки 53 года назад, и сегодня о ней предпочитают не вспоминать в Вашингтоне и Тель-Авиве. Заговор молчания объясняется тем, что по роковому стечению обстоятельств «шестидневная» арабо-израильская война в 1967 году едва не переросла в американо-израильскую. Как такое в принципе могло быть возможно? Почему верные союзники в течение нескольких часов вели друг с другом ожесточенный бой в Средиземном море, разбирался «Профиль».

В 1963–1964 годах два судна типа «Виктори», построенных во время Второй мировой войны в качестве военных транспортов, были выведены из резерва ВМС США и переоборудованы в корабли радиоэлектронной разведки. Это были «Белмонт» (Belmont) и «Либерти» (Liberty). Их новой специализацией стала работа в интересах Агентства национальной безопасности (АНБ). Американским налогоплательщикам возвращение в боевой строй судов-ветеранов обошлось в $40 млн. Одному из новоявленных «шпионов» – «Либерти» – довелось участвовать летом 1967 года в арабо-израильской войне. Причем непонятно, на чьей стороне корабль воевал.

В воздухе, что называется, пахло порохом. 1 июня корабль вышел из испанской военно-морской базы Рота и взял курс в Восточное Средиземноморье. Экипажу поставили задачу вести радиоэлектронную разведку. На борту находились 293 человека: 16 офицеров, 271 матросов и старшин, 3 морских пехотинца и 3 гражданских специалиста. В том числе было 6 лингвистов, в совершенстве владевших арабским и русским языками.

После начала военных действий на «Либерти» объявили повышенную готовность. Расчеты четырех крупнокалиберных пулеметов постоянно несли дежурство на боевых постах. Установка была такая – любая неидентифицированная надводная цель, приближающаяся со скоростью более 25 узлов, или воздушная цель, выполняющая угрожающие маневры, должна рассматриваться как вражеская. Соответственно, по неприятелю следовало открывать огонь на поражение.

7 июня корабль прибыл в назначенный район у северного побережья Синайского полуострова. Командование 6-го флота США запретило всем американским судам подходить ближе 12,5 мили к побережью Египта и Израиля. Этот приказ командир «Либерти» выполнял неукоснительно.

Американские источники утверждают, что после начала войны закрытая зона якобы увеличилась до 100 морских миль, о чем всем было сообщено тремя радиограммами. Невероятно, но факт: «Либерти» их не получил. Как такое могло вообще произойти с кораблем-шпионом, напичканном новейшей радиоаппаратурой, – загадка.

6 июня, в ответ на обвинение Египта Соединенных Штатов в военной поддержке Израиля, американский представитель в ООН заявил, что все корабли США находятся далеко от египетских берегов. Это не соответствовало действительности – «Либерти» маневрировал в непосредственной близости от охваченного войной полуострова.

8 июня самолеты израильских ВВС в течение нескольких часов 13 раз совершали облеты корабля с целью определения его национальной принадлежности. Особо отметим: некоторые полеты проходили на высотах до 60 метров. «Либерти» нес на грот-мачте звездно-полосатый флаг размером 2,44 х 1,52 метра, имел стандартную для ВМС США шаровую окраску, на обоих бортах в носовой и кормовой части были нанесены белые с черными тенями обозначения GTR-5 размером от 0,91 до 2,44 метра.

Принимая во внимание штиль на море и неограниченную видимость, это должно было позволить летчикам без труда идентифицировать корабль. Тем самым можно было избежать трагедии, но ситуация развивалась в ином ключе.

Несколькими днями ранее начальник генштаба Армии обороны Израиля Ицхак Рабин предупредил военно-морского атташе США в Тель-Авиве, что будут предприняты все меры для защиты побережья вплоть до потопления любого неопознанного судна. В связи с этим он настоятельно попросил американские корабли не приближаться к берегу.

Но все эти меры предосторожности и договоренности почему-то не сработали. Около 14 часов дня два «Миража» ВВС Израиля атаковали «Либерти», находившийся примерно в 13 милях к западу от города Эль-Ариш. Корабль был обстрелян из 30-миллиметровых пушек и неуправляемыми ракетами. В ответ по атакующим самолетам открыли огонь расчеты 12,7-миллиметровых пулеметов. Потери экипажа после первого удара составили 8 убитых и 75 раненых.

Нападение с воздуха вскоре повторилось, причем на этот раз американское судно подверглось бомбардировке. Напалмовые бомбы попали в цель и вызвали сильный пожар в надстройке. Кроме того, были выведены из строя все радиоантенны. Однако, используя аварийные средства связи, «Либерти» удалось сообщить о происходящем на авианосец «Саратога». На выручку незамедлительно были подняты 12 истребителей. Но находившийся в отчаянном положении корабль помощи так и не получил. Самолеты, по приказу министра обороны США Роберта Макнамары, вернулись на «Саратогу».

Тем временем в атаку на поврежденный «Либерти» вышли израильские торпедные катера Т-203, Т-204, Т-206. Предварительно они запросили «шпиона» о принадлежности по радио и световыми сигналами. Не получив ясного ответа, командиры катеров посчитали, что перед ними египетское вспомогательное судно «Эль-Кусейр». На каком основании был сделан вывод, непонятно, учитывая, что «Либерти» был вчетверо больше «египтянина», а обилие антенн различной конфигурации не оставляло сомнений в назначении корабля.

8 июня 1967 года американский корабль «Либерти» был атакован и серьезно поврежден израильскими войсками U.S. Navy

Сорвать атаку торпедных катеров огнем из пулеметов не получилось. По американскому кораблю было выпущено 5 или 6 торпед, одна из которых попала в правый борт. Вода, хлынувшая в пробоину размером 11,9 х 7,3 метра, привела к гибели 25 моряков в двух отсеках. Возник крен на правый борт. «Либерти» потерял ход и обесточился. На этом злоключения американцев не закончились. Израильские катера, приближаясь на дистанцию до 15 метров, еще около 40 минут расстреливали корабль и спущенные на воду спасательные плоты из пулеметов.

Примерно в 16 часов дня израильские власти «прозрели» и проинформировали посольство США об ошибочной атаке американского корабля. В 16.40 торпедные катера даже предложили экипажу «Либерти» помощь, но командир от нее отказался.

Потом подсчитали, что в результате атак авиации и торпедных катеров Израиля «Либерти» получил 821 пробоину от ракет и снарядов, а также пробоину ниже ватерлинии от попадания торпеды. На борту возникли многочисленные пожары. Потери экипажа составили 34 человека убитыми и умершими позднее от ран, 171 были ранены.

Несмотря на это, американцам удалось спасти свой корабль. Они справились с пожарами и предотвратили дальнейшее затопление отсеков. Вскоре «Либерти» смог дать ход и со скоростью 5 узлов, имея крен 15 градусов на правый борт, самостоятельно дошел до Мальты. В 1968 году корабль был выведен из состава ВМС США и отправлен на слом. Общий ущерб от «дружественного огня» израильтян американцы оценили в $5 162 160.

Истинные причины инцидента до сих пор остаются тайной. По горячим следам 9 июня 1967 года МИД Израиля представило посольству США свою версию случившегося. Объяснения Тель-Авива сводились к следующему: – «Либерти» был обнаружен в 13 милях от берега и опознан как военный корабль; – его присутствие в районе военных действий противоречило международным нормам; – Египет объявил этот район закрытым для нейтральных судов; – «Либерти» внешне похож на египетское судно снабжения «Эль-Кусейр»; – в момент обнаружения «Либерти» не нес флаг и двигался с высокой скоростью по направлению к египетскому берегу; – флот Сил обороны Израиля ранее получил донесения об обстреле Эль-Ариша со стороны моря.

В свою очередь, в ноте послу Израиля от 10 июня госсекретарь США Дейвид Дин Раск утверждал, что подвергшийся атакам союзника корабль нес американский флаг и отличительные знаки были нанесены буквами и цифрами белого цвета на корпусе. Исходя из этого, можно быть уверенным, что как минимум национальная принадлежность «Либерти» была идентифицирована израильскими самолетами.

«Последовавшая атака торпедных катеров после того, как судно было или должно было быть идентифицировано израильскими вооруженными силами, показывает тем самым безрассудное пренебрежение к человеческой жизни», – подчеркивалось в ноте.

В итоге Вашингтон спустил это дело на тормозах. Руководство США согласилось с израильской версией причин инцидента. Израиль принес официальные извинения и выплатил (после тринадцатилетней судебной тяжбы) компенсации в размере $12,89 млн.

Однако понять и простить союзника готовы далеко не все. В октября 2003 года независимая комиссия, в которую вошли находящиеся в отставке американские дипломаты, адмиралы и генералы, заявила о существовании убедительных доказательств того, что «атака Израиля была преднамеренной попыткой уничтожить американский корабль и убить всю его команду».

Таким образом, комиссия сочла доказанным акт войны против США. В качестве подтверждения обоснованности выводов приводились записи радиоперехватов переговоров экипажей самолетов и катеров с наземными командными центрами. Они свидетельствуют, что израильские военные знали, что перед ними именно американский корабль. Тем не менее был дан приказ не только атаковать и потопить «Либерти», но и уничтожить весь экипаж, который они и пытались выполнить.