Шойгу загоняет военные вертолеты на Эльбрус

В декабре два новых вертолета будут испытаны в сложных горных условиях при пониженных температурах. Для чего ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» и тяжелая транспортно-десантная винтокрылая машина Ми-26Т2В будут временно перебазированы в Приэльбрусье, в Нальчик, сообщили «Известия» со ссылкой на источники в оборонном ведомстве. Испытания будут продолжаться до конца года.

Шойгу загоняет военные вертолеты на Эльбрус
© Свободная пресса

Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова заключил договор стоимостью 7 млн. рублей на аэродромное обслуживание вертолетов в столице Кабардино-Балкарии.

Такие испытания необходимы для проверки работоспособности военных машин, которым предстоит работать и воевать в самых разнообразных климатических условиях, включая и самые суровые, о чем «Известиям» сообщил бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко, принимавший участие в боевых действиях в Афганистане.

«Даже для самолетов там непростые условия. Я летал в Афганистане в горах, и это было сложновато, а вертолетам там вообще непросто, - сказал генерал. - Перепад высот, расселины, с разных сторон идут потоки воздуха. Порывом ветра может бросить на скалы, и среагировать очень тяжело. Из-за этого произошло много катастроф. Еще одна особенность гористой местности — разряженный воздух на больших высотах, что чревато падением подъемной силы».

Испытания намечены на декабрь, когда дестабилизирующие факторы особенно сильны. При этом программа испытаний предполагает определенную часть полетов проводить на предельных высотах.

Надо сказать, что оба вертолета, готовящихся к серийному производству, уже побывали в горах – Сирии. И по результатам их эксплуатации в реальной боевой обстановке была проведена определенная коррекция конструкции этих винтокрылых машин.

Благодаря «сирийской командировке» «Ночной охотник» был серьезно доработан как в отношении климатической устойчивости, так и эффективности ведения ракетного огня. В качестве вспомогательной силовой установки на вертолете используется газотурбинный двигатель, крайне капризный к загрязненности (запыленности) воздуха. А в Сирии атмосфера именно такова. Поэтому ГТД пришлось серьезно доработать. По той же причине воздухозаборники оснастили более эффективным фильтром.

Также были улучшены характеристики аппаратуры ночного видения, несовершенство которой привело к тому, что в 2016 году потерпел крушение Ми-28Н.

Но наиболее радикальным доработкам подверглась система управления огнем. Для повышения безопасности боевых вылетов было решено заменить используемую на Ми-28Н противотанковую управляемую ракету (ПТУР) «Хризантема-М» с дальностью 10 км на более дальнюю, чтобы для атаки не входить в ближнюю зону ПВО противника. Вначале была выбрана ракета «Гермес-А» с дальностью 20 км. Но затем ее дополнили пока еще не принятой на вооружение ракетой, имеющей только заводской индекс «изделие 305». Ее дальность достигает 25 км.

Но для того, чтобы иметь возможность атаковать цели с возросшего расстояния, пришлось существенно доработать надвтулочную РЛС Н025, которая обеспечивала обнаружение наземных целей на расстоянии лишь в 15 км.

Также была повышена способность комплекса самообороны «Витебск» отражать атаки авиационных и наземных зенитных ракет.

Вертолет Ми-26Т2В не успел побывать в Сирии. Был его «старший брат» - Ми-26Т2. Ми-26Т2В – совсем новый вертолет, существенно отличающийся приборным оборудованием от предыдущей модификации. Это военная машина, которая будет поставляться в ВКС. Впоследствии, когда запросы военных в значительной степени удовлетворят, эти вертолеты будут строить для Росгвардии. И, возможно, для прочих силовиков – МВД, ФСБ… Существенная особенность Ми-26Т2В состоит в том, что он не будет экспортироваться.

Тяжелый вертолет Ми-26 начал эксплуатироваться в Советском Союзе в 1980 году. Он сразу же стал самым грузоподъемным вертолетом в мире, поднимая в воздух 20 тонн груза как в грузовой кабине, так и на внешней подвеске. Это лидерство машина Миля сохраняет до сих пор, опережая с большим отрывом американский вертолет CH-47F Chinook, грузоподъемность которого равна 12 тоннам.

За четыре десятилетия появилось множество как военных, так и гражданских модификаций, среди которых летающий кран, противолодочный, РЭБ, летающий командный пункт, пожарный, пассажирский, медицинский, военно-транспортный, топливозаправщик…

В новом столетии была создана гражданская машина Ми-26Т2, совершившая первый полет в 2011 году. В 2018 году первый полет совершил Ми-26Т2В.

В новом вертолете летные характеристики остались прежними, но авионика существенно усилена.

При этом существенно доработан и дополнен функционально интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК-90-2. При сокращении экипажа с пяти до двух человек он обеспечивает пилотирование в светлое и темное время суток при любых погодных условиях. В автоматическом режиме выполняется полет по заданному маршруту, а также выход на заданную точку и заход на посадку.

Учтены и особенности полетов над местностью, не имеющей ориентиров. Вертолет оснащен рядом навигационных устройств, обеспечивающих «слепое ориентирование». В частности, усовершенствованы инерциальная система, основанная на лазерных гироскопах, и автопилот. Также имеется канал коррекции полета по сигналам ГЛОНАСС/GPS.

Конструкторы последней модификации вертолета наконец-то сделали то, без чего не может работать ни один военный пилотируемый летательный аппарат, - установили комплекс самообороны «Витебск». Причем это специальная версия комплекса, предназначенная именно для Ми-26, - «Витебск» Л-370Э26Л.

После прохождения вертолетом государственных испытаний предполагается развернуть его серийное производство. Однако тут есть одна довольно серьезная закавыка. Сейчас в Ми-26 используется украинский двигатель Д-136 производства компании «Мотор Сич». Вероятно, какой-то небольшой запас этих двигателей есть, и его используют для построения прототипов и опытных образцов. Но для серии такой вариант подойти никак не может.

Д-136 намереваются заменить перспективным российским турбовальным двигателем ПД-12В, создающимся на базе ПД-14. Однако песня это очень долгая. Два года назад предполагалось, что летные испытания Ми-26 с новым двигателем могут начаться в 2023 году. Вряд ли сейчас этот срок пересмотрен в сторону уменьшения.

Однако одна, скажем так, лазейка все-таки существует. Китай намеревается заняться созданием и строительством тяжелых вертолетов. И при этом рассчитывает на партнерство в этом деле России. А у Китая двигатель, можно сказать, уже в кармане. Попытки приобрести компанию «Мотор Сич» у Пекина не увенчались успехом. Но длительные контакты с украинцами привели к созданию нескольких совместных предприятий с прицелом на производство на них интересующих китайцев двигателей. Д-136 их интересует.

Поэтому можно предположить, что в результате кооперации с КНР по части создания тяжелого вертолета Россия сможет получать какую-то долю двигателей для Ми-26 различных модификаций, включая и последнюю военную.