Кто остановит опасные «покатушки»?
У нас практически нет летных школ, где можно готовить квалифицированных пилотов-любителей, и подавляющее большинство авиакатастроф связано с человеческим фактором. Да и техника во многих частных авиаклубах, «наследниках» советской системы ДОСААФ, еще с советских времен и потому уже давно дышит на ладан. Так что пока государство позволяет «играть в самолетики», не обеспечивая должного контроля в этой сфере, люди продолжат гибнуть.
Следователи, как обычно в таких ситуациях, назвали предварительные причины трагедии - отказ техники или ошибка пилотирования. Товарищи по малой авиации сказали добрые слова о том, что телеведущий был опытнейшим пилотом и, конечно, героически отвел самолет от жилых домов. Правда, чуть позже выяснилось, что летал Колтовой совсем недолго - около года.
В день последнего вылета двигатель завелся далеко не с первого раза, но ни самого пилота, ни более опытных авиаторов на аэродроме Мячково это не смутило. Самолет почему-то оказался в районе густонаселенных Люберец, а потом над забитой машинами автотрассой, где, по логике, никакая малая авиация летать не должна. Были ли в этом какие-то нарушения? Пока следователи молчат, пилоты-любители тоже. Они вообще не любят, когда критикуют кого-то из их цеха, а уж посмертно и подавно.
МАРКЕРЫ ДЛЯ ПРОВОДОВ
Каждый год в России фиксируется 15-20 подобных происшествий.
Апрель. Под Хабаровском упал и загорелся легкомоторный частный самолет Л-4. Немедленно появились комментарии о том, что выполнялся учебно-тренировочный полет, только чуть позже кто-то из краевой администрации проболтался, что рейс был коммерческим, а самолет принадлежал местному бизнесмену.
Август. Под Калининградом сразу после взлета разбилась Cessna. На борту были три человека, все выжили.
Сентябрь. В подмосковной деревне Душоново самолет SportStar рухнул в песчаный карьер, заполненный водой, вместе с пилотом и пассажиром. Люди погибли. Прокуратура заявила, что полет был несанкционированным.
Попытки навести порядок в этой области предпринимаются уже много лет. В 2017 году депутаты Госдумы заявили, что уже внесен важный законопроект, обязывающий собственников электросетей помечать линии электропередачи. Для маленьких летательных аппаратов они стали большой проблемой уже потому, что очень плохо видны из кабины. Борются с этим кто как может. В США, например, на проводах висят красные шары.
Прошло два года, и в сентябре 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил обозначать линии электропередачи над водоемами специальными маркерами. «Эти провода над реками и озерами практически не видны. Сколько раз самому при управлении вертолетом приходилось от них уворачиваться», - написал он в своем твиттере сразу после того, как над Клязьминским водохранилищем опять рухнул вертолет. С тех пор прошел еще один год, и снова никаких изменений. Похоже, тема закрыта до очередной трагедии.
ХОЗЯЕВА АППАРАТОВ ЧУВСТВУЮТ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
Для того чтобы эксплуатировать любой летательный аппарат, его владельцу необходимо иметь кучу документов. Человек должен иметь свидетельство пилота, лицензию на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров. Также нужен сертификат эксплуатанта: он необходим, если владелец воздушного судна хочет использовать его в коммерческих целях. Потребуются сертификат летной годности, без которого невозможен доступ к эксплуатации таких воздушных судов, и обязательное страхование ответственности владельца перед третьими лицами и пассажирами. Редкий любитель авиации станет утруждать себя оформлением всех этих бумаг.
«Надо понимать, что малая авиация - занятие очень дорогое, поэтому приобрести в собственность даже самый скромный летательный аппарат могут лишь обеспеченные люди. А они как раз часто чувствуют вседозволенность и меньше всего боятся наказания», - говорит авиаэксперт Павел Рудаков.
Он вспоминает, как два года назад в Подмосковье разбился очередной легкомоторный самолет. Свидетели рассказывали, что пилот долго испытывал судьбу, пытаясь сделать какие-то сложные виражи, в итоге просто врезался в землю и погиб. В больницу в тяжелейшем состоянии попала пассажирка - 12-летняя девочка, которой мама подарила на день рождения «покатушки». Женщина через соцсети нашла объявление о коммерческих полетах, куда и обратилась по телефону. Оказалось, что погибший хозяин машины - солидный бизнесмен, который при этом совмещал личное удовольствие и необременительный заработок.
Даже если проверяющие и поймают за руку на незаконных «покатушках», доказать, что эти пассажиры летают за деньги, а не являются родственниками или друзьями, невозможно.
«Порой мы даже не можем проверить техническое состояние воздушного судна. По закону это делается совместно с представителем контролирующего органа в присутствии владельца. И вот мы стоим перед самолетом, а владельца нет, и где он - никто не знает: «Только что был, отошел, скоро будет…» Хотя вполне возможно, владелец стоит рядом, просто не признается. На следующий день приходим - самолета уже нет», - рассказывал несколько лет назад московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков. С тех пор мало что изменилось.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK