Войти в почту

Правда и мифы о хваленом Bayraktar: В небе Карабаха только русские беспилотники

Завершившийся введением российского миротворческого контингента вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, бесспорно, прошёл под знаком Bayraktar. Этот турецкий ударный беспилотник, название которого переводится как «знаменосец», стал неким символом побед азербайджанской армии. О нём говорили все, ему приписывали необычайные возможности, как в области разведки, так и в уничтожении техники и живой силы противника. Всё это в большей степени оказалось мифом и широкой рекламной кампанией. «Байрактар» оказался весьма посредственным БПЛА и не он сыграл заметную роль в ходе боевых действий.

Правда и мифы о хваленом Bayraktar: В небе Карабаха только русские беспилотники
© Свободная пресса

Здесь дело, скорее всего, в другом – в новой военной тактике боя, в которой ярко высветилась роль беспилотников, как эффективной воздушной поддержки воюющих сторон. Выяснилось это далеко не сейчас и даже не в Сирии, где БПЛА активно использовали как российские военные, так и боевики из антиправительственных отрядов. Жужжали в небе израильские и американские беспилотники. К слову, в области разработки боевых дронов в большей степени преуспели именно Израиль и США, последние активно их использовали ещё со времён войны в Персидском заливе в 2003 году (ударные БПЛА MQ-1A Predator).

Значимость беспилотников оценили и в российской армии, причём достаточно давно, а теперь штатные подразделения БПЛА созданы практически в каждом соединении ВС РФ. Есть такие и в 15-й отдельной мотострелковой и 31-й миротворческой десантно-штурмовой бригадах, подразделения которых и выполняют сейчас миротворческую миссию в Карабахе. Помимо вооружений, россияне привезли с собой и специальную технику для ведения радиоэлектронной и визуальной разведки. Это как минимум четыре вида возимых и носимых комплексов БПЛА. Это «Орлан-10», предназначенный для выявления командных пунктов противника по радиоизлучению в радиусе до 120 километров, система РЭБ «Леер-«, способная подавить сигналы сотовой связи в радиусе до 6 километров (с применением двух «Орланов» дальность действия увеличивается до 120 километров), «Тахион-3» и «Элерон-3», предназначенных для ведения разведки в любых погодных условиях.

Не исключено, что помимо этих систем, в Карабахе задействуются и другие средства РЭБ и БПЛА, которые уже прошли «обкатку» в Сирии и хорошо там себя зарекомендовали. Для обеспечения миротворческой миссии требуется полная защищенность российских военнослужащих с принятием всех соответствующих мер. И первое, с чего начали миротворцы, это была установка бесполётной зоны над Карабахом. Теперь всяким «Байрактарам» там появляться запрещено. В небе – только «Орланы».

Справедливости ради отметим, что в отличие от «продвинутых» российских систем РЭБ («СП» рассказывала о возможностях «Красухи-4», «Леер-3» и других), по беспилотникам армия России пока уступает как в количестве, так и качестве. И, скажем, тот же упомянутый ударный БПЛА турецкого производства Bayraktar ТВ2 имеет дальность действия в 250 километров и полезную нагрузку в 50 килограмм, что превосходит возможности российского «Орлан-10». Здесь можно вспомнить и израильские беспилотники, которые Азербайджан закупил перед началом конфликта – Aerostar, Hermes, Heron, Harop, Orbiter 2M. В общем, есть над чем работать.

Собственно, такие разработки в России активно ведутся. Это, например, аппарат радиолокационного дозора «Гелиос», ударный БПЛА «Орион», разведывательно-ударный «Сириус» и скоростной ударный «Гром», способный нести мощную боевую нагрузку. Российская армия в Сирии активно используют БПЛА как в разведывательных целях, так и для уничтожения отдельных объектов боевиков – складов с боеприпасами, огневых точек и, наверняка, будет рада новым разработкам аппаратов.

БПЛА «Орион», который уже прошёл опытно-войсковую эксплуатацию и применялся в Сирии, по своим характеристикам схож с турецким Bayraktar ТВ2. Его максимальная взлётная масса составляет 1150 килограмм, размах крыла 16,3 метра, длина 8 метров, боевая нагрузка 60 килограмм при нормальном полёте, который может продолжаться до 24 часов. «Сириус» более тяжелый БПЛА – имеет взлётную массу 2500 килограмм, размах крыла 23 метра и боевую нагрузку до 450 килограмм. Беспилотник оборудован спутниковым каналом связи, что позволяет применять эту машину в радиусе не менее 1000 километров. Ещё мощнее «Гелиос-РЛД» со взлётной массой в 4 тонны, размахом крыла в 30 метров, длиной 12,6 метров. Этот беспилотник может нести до 800 килограмм полезной нагрузки, боевой радиус действия составляет уже 3000 километров.

Есть в России и разработки в области противодействия самим БПЛА. Среди них можно назвать переносной комплекс противодействия дронам «Бастион-Автоматика», обновлённый переносной комплекс подавления БПЛА «Рубеж-Автоматика», который может размещаться на открытых наземных площадках, на крышах зданий и имеет максимальный радиус действия по обнаружению и противодействию. «Бастион» более компактный и является системой среднего радиуса действия. Ещё один такой комплекс – «Атака-DBS», который мгновенно (реакция системы составляет 0,1 секунды) блокирует каналы связи и спутниковой навигации беспилотников, в результате чего тот совершают аварийную посадку, либо возвращаются в точку запуска.

Новинкой в этой области можно назвать и многофункциональный комплекс «Рать». Это первый отечественный мобильный комплекс для борьбы с беспилотниками с системой направленного лазерного уничтожения. Комплекс способен обнаруживать дроны на расстоянии до 3,5 километров, осуществлять направленное подавление каналов управления БПЛА в радиусе до 2,5 км. При вторжении на территорию защищаемого объекта одного или нескольких дронов, «Рать» блокирует их каналы связи и спутниковой навигации, а при необходимости оператор может их уничтожить с помощью лазера.

Будет ли применяться вся эта техника в Карабахе доподлинно неизвестно – в Минобороны говорят лишь о штатных средствах РЭБ и БПЛА, которые стоят на вооружении миротворческих бригад. Можно предположить, что всё-таки частично она там пройдёт испытания, в особенности системы предназначенные для противодействия беспилотникам. А вот тяжелые ударные дроны, в силу выполняемых миротворцами задач, там вряд ли пригодятся. Впрочем, сил и средств, чтобы нейтрализовать в случае необходимости «Байрактары» и так предостаточно.