Войти в почту

Реджеп Эрдоган наступает. Что может сделать Россия?

С вводом российских миротворцев в Нагорном Карабахе завершилась так называемая шестинедельная война. Боевые действия на территории этого региона начались в конце сентября с активного наступления азербайджанских войск на северном и южном флангах.

Реджеп Эрдоган наступает. Что может сделать Россия?
© Русская Планета

По данным Баку, армянские формирования утратили контроль над сотней населённых пунктов. Наиболее крупной победой азербайджанцев стала «деоккупация» города Шуши, произошедшая незадолго до запуска миротворческой операции РФ.

Данный населённый пункт располагается на возвышенности в 11 километрах Степанакерта. Контроль над ним позволяет азербайджанской армии практически беспрепятственно обстреливать столицу НКР и при благоприятном стечении обстоятельств развернуть наступление на неё. Также в Шуши находится северная дорога, связывающая Степанакерт с Арменией.

В настоящее время единственная надежда Еревана на сохранение статуса-кво — это 14-я отдельная мотострелковая бригада Центрального военного округа, которая развернула наблюдательные пункты на всех ключевых направлениях в регионе.

Шестинедельная война, как и другие вооружённые столкновения на территории постсоветского пространства, не обошлась без эмоциональной реакции, причём не только сторон конфликта. У ряда российских экспертов появились опасения по поводу роста турецкого влияния

Действительно Анкара чрезвычайно интенсивно поддерживала Азербайджан. К линии соприкосновения были переброшены протурецкие боевики из Ближнего Востока, а управлением наступательных и диверсионных акций против НКР осуществлялось либо непосредственно турецкими офицерами, либо при их участии.

Такое глубокое погружение Анкары в конфликт у границ РФ и в зоне интересов Москвы не может не настораживать. Чтобы хоть как-то сдержать воинственный пыл турков, ВКС России нанесли несколько мощных ударов по позициям поддерживаемых Анкарой незаконных вооружённых формирований (НВФ) на севере Сирии.

«Геополитические последствия второй карабахской войны катастрофичны не только для Армении, но и для России… влияние Москвы в Закавказье резко снизилось, а престиж удачливой и задиристой Турции, напротив, неимоверно возрос», — пишет на страницах «Ведомостей» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко

По словам эксперта, в сложившейся ситуации Баку незачем балансировать, сохраняя партнёрские отношения с Москвой. Макиенко ожидает, что Азербайджан станет частью пантюркистского проекта Анкары. Такое усиление Турции чрезвычайно опасно и может привести к активизации в РФ «тюркских националистических и сепаратистских групп», не исключает замдиректора ЦАСТ.

Однако такой алармизм не подкреплён анализом ресурсной базы. Реализация любых пантюркистских планов неизбежно натолкнётся на банальную нехватку денег. Азербайджан тяжело переживает низкие цены на нефть и без широкой помощи Турции не способен продолжать экспансию. При этом Анкара последние годы правления Реджепа Эрдогана никак не может выйти из экономической турбулентности.

Да, сейчас в обеих странах царит эйфория от успехов на карабахском фронте, но как развернуться события через пару (допустим, спокойных) лет, когда великодержавные эмоции полностью утихнут?

Готовы ли будут турки безропотно мириться со снижающимся уровнем жизни, вспоминая про освобождение «братьями» сотен деревень и городков в Карабахе?

Бурная внешняя политика Эрдогана явно не соответствует как минимум экономическим возможностям Турции. При этом Анкара рискует столкнуться в серьёзными военно-техническими санкциями со стороны Запада, где сильно армянское лобби

Сторонником увеличения давления на Турцию является Эммануэль Макрон, который вполне может подговорить развитые страны Европы, США и Канаду на введение оружейного эмбарго или на значительное ограничение поставок комплектующих для производства вооружений.

Если Запад отважится на введение серьёзных санкций по линии военно-технического сотрудничества (а отдельные рестрикции уже имели место быть раньше), то Турция потеряет возможность выпускать львиную долю своего арсенала, включая беспилотники, которыми она, кстати, снабжала Баку.

Строптивость Эрдогана многим не нравится. На Западе давно не скрывают, что хотят видеть у руля Турции нового более покладистого лидера.

Последние четыре года руководство РФ поддерживало режим Эрдогана, взявшего антизападный курс. В ответ Анкара пошла на определённые политические уступки по Сирии и с охотой закупила ЗРК С-400. Однако из-за вмешательства в карабахский конфликт терпение Москвы может лопнуть, и тогда Эрдоган полностью лишится поддержки влиятельных игроков в мировой политике.

Турция втянулась в очень рискованную и опасную геополитическую игру. С одной стороны, такое поведение отражает естественную для этого имперского по своей сущности государства тягу к доминированию над соседями, с другой — не учитывает негативный экономический контекст и угрозу фактической международной изоляции с последующей сменой режима.

Однако, как бы ни сложилась ситуация в Турции и Азербайджане, Россия не имеет право отбрасывать самые негативные варианты развития событий, потому что, куда приведёт нынешнее пантюркистское головокружение от успехов, никто с уверенностью сказать не может.

Не впадая в излишний алармизм, необходимо признать, что по крайней мере на краткосрочную перспективу шестинедельная война в Карабахе объективно ухудшила позиции РФ в Закавказье. Ввод наших миротворцев в НКР носил вынужденный характер и фактически спас от катастрофы номинального союзника в регионе.

Кроме того, боевые действия в Карабахе выявили ещё одну важную проблему, о которой из политкорректности в России не принято говорить вслух. Речь идёт о слабом влиянии Москвы на внутриполитические дела Армении, отсутствии в республике лояльных РФ партий, госдеятелей и достаточного «промосковского» кадрового резерва

Приход к власти прозападного Никола Пашиняна в результате весенней революции 2018 года явно не вписывался в планы Кремля. Москва оказалась неспособна помешать смещению более-менее лояльного Сержа Саргсяна, сумев лишь обеспечить его неприкосновенность. В итоге не имеющий никакого опыта госуправления Пашинян нанёс огромный ущерб как РФ, так и собственной стране.

Необыкновенно эмоциональные горлопаны на федеральном ТВ даже после гибели российских военнослужащих боятся выразить очевидную мысль о недостаточной дееспособности армянского политического класса.

Элита нашего номинального союзника чурается близости с РФ, хотя почти полностью зависима от Москвы. Хуже становится всем, но на разговор об этом наложено табу — за подобные высказывания пару лет назад уже пришлось публично извиняться Михаилу Леонтьеву.

Чтобы противодействовать азербайджано-турецкой экспансии в Закавказье, России необходимо либо круто изменить соглашательскую по отношению к Еревану политику, либо как минимум поставить под контроль военную инфраструктуру Армении и НКР, как это сделала Турция с азербайджанской армией.