Почему немцы прозвали советских летчиц «ночными ведьмами»?

О невероятном героизме советских летчиц из 588-го женского полка сегодня ходят легенды. Девушки-студентки во время Великой Отечественной войны достигли таких огромных результатов, что их армейское подразделение даже переименовали в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Какие же поступки советских женщин вызвали уважение у мужчин-солдат и страх у врагов?

Почему немцы прозвали советских летчиц «ночными ведьмами»?
© СОК.медиа

Поиск кадров

В начале войны армия СССР несла огромные потери. Особенно нехватка кадров ощущалась в небе. Поэтому командованию пришлось пойти на беспрецедентный шаг — выдать указ о формировании женских авиаполков. До этого женщин-пилотов в советской армии не было. Считалось, что они не смогут пройти обучение и комиссию на присвоение звания «летчик». Но отважные девушки доказали обратное.

Поиском кадров для новых армейских подразделений лично занималась легендарная летчица Марина Раскова, которая на тот момент уже имела звание Героя Советского Союза. Она объездила все авиационные училища и отобрала лучших курсанток. К концу 1941 года три женских авиационных полка были сформированы. Изначально они получили названия 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный. В один из них попала на службу юная студентка педагогического института Александра Акимова. Уже в 22-летнем возрасте она стала командиром ночного бомбардировочного авиационного полка, вошедшего в историю под пугающим названием «Ночные ведьмы».

Читайте также: Пичугин Сергей. Подвиг ярославского летчика

«Рус-фанер»

Девушки, подобранные Расковой, сначала проходили обучение в городе Энгельс. Они летали на облегченных самолетах У-2, которые были разработаны в конструкторском бюро Поликарпова еще в 1928 году. Данные модели применялись как для обучения будущих пилотов, так и для сельскохозяйственных работ. В народе самолеты прозвали кукурузниками. Они считались довольно хрупкими и медленными, но могли взлетать даже с поля. Управлять такими аппаратами было легче, чем другими моделями самолетов. Несмотря на это, много девушек погибло в процессе обучения летному делу. Тем, кому удалось пройти через все трудности, в мае 1942 года попали на фронт. Девушкам-летчицам было поручено совершать боевые вылеты на тех же У-2.

Немцы, видя в небе деревянные самолеты с фанерной и полотняной обшивкой, поначалу смеялись и называли их «рус-фанер». Вскоре они об этом сильно пожалели. Их смех сменился на страх. Фанерные самолеты оказались необычайно живучими. Их конструкция выдерживала более сотни попаданий. Легкое управление летательными аппаратами позволяло летчицам уделять больше внимания точности нанесения авиаударов. В ночном небе самолеты практически невозможно было заметить среди деревьев при отключенных двигателях. Слышен был лишь свист и звук разрывающихся снарядов. Поэтому немцы прозвали летчиц 588-го женского полка «ночными ведьмами», сбить которых считалось огромным достижением.

Невероятный героизм

Ночные налеты тихоходных самолетов У-2 сильно изматывали фашистов и держали их в постоянном страхе. В темное время суток летчицы прокрадывались в поле рядом с противником, взлетали и возвращались назад для пополнения боеприпасов. Девушки сами вешали под самолеты бомбы, вес которых иногда превышал 300 кг. Каждая летчица за смену могла перенести на кукурузнике около тонны боеприпасов. Чтобы взять на борт пару десятков лишних снарядов, девушки даже отказывались от парашютов. Порой им приходилось приземляться в поле после дождя и самостоятельно выталкивать самолеты для очередного взлета либо мастерить жесткий настил из подручных средств. За одну ночь «ночные ведьмы» в среднем делали 8-9 вылетов для бомбардировки позиций врага.

К концу войны бесстрашный полк проделал порядка 24 000 миссий, скинул около 23 000 тонн бомб. Каждый пилот провел около 800 боевых миссий. Полк «ночных ведьм» принимал участие в освобождении Крымского полуострова и Севастополя, Минска, Могилёва и других городов. Женщины-летчицы во время боевых действий совершенно не уступали солдатам-мужчинам. Оставаться всегда в строю девушкам помогали подруги-механики. Буквально за 10 часов они могли отремонтировать самолет, в корпусе которого было более трех десятков пробоин, повреждены фюзеляж и шасси.

Читайте также: «Конец войны. Начало счастья». История солдата Николая Синельникова

Как остаться женщиной на войне

Несмотря на героизм, проявленный в боях, летчицы никогда не забывали, что они женщины. Им хотелось выглядеть красиво даже на войне. Но в начале ВОВ женской формы не производили. Девушкам выдавали обмундирование и ботинки на несколько размеров больше. Поэтому одежду приходилось ушивать и переделывать. Кроме шитья, летчицы женского полка увлекались вышивкой. Рукоделие помогало девушкам немного отвлечься от тяжелых будней. Порой они сравнивали свое пристрастие с болезнью, которой болели вплоть до окончания войны. «Ночные ведьмы» начинали с вышивки незабудок на портянках. Затем они стали распускать трикотажные кальсоны и украшать наволочки. Вышивкой увлекался весь 588-й полк, который позже был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

Награды нашли своих героев

В октябре 1945 года армейское подразделение было расформировано, а большинство женщин-пилотов демобилизовано. Боевые потери 46-го полка составили 32 человека. Несмотря на то, что летчицы гибли преимущественно за линией фронта, ни одна из не пропала без вести. К концу войны 23 члена женского полка были награждены званиями Героев Советского Союза. Летчица Александра Акимова получила благодарность за проявленный героизм от самого Сталина. Она провела 680 боевых вылетов, налетав всего 805 часов. Летчица сбросила по позициям противника 94 тонны боеприпасов. Акимову представили к званию Героя Советского Союза, но она его так и не получила. Документы летчицы где-то затерялись. Высокого звания Акимова была удостоена лишь в 1994 году.

Читайте также: Подвиг матери-партизанки Александры Дрейман бессмертен