В Волгоградской области исследуют затонувшее в годы войны судно

В акватории Волги в районе поселка Светлый Яр семь лет назад был обнаружен затопленный корабль с полным арсеналом боеприпасов и пушек. Осенью 2020 года совместно со специалистами Минобороны, группой дайверов и водолазов и фондом «Наследие» региональное отделение Российского военно-исторического общества организовало вторую экспедицию, чтобы определить, что за корабль из арсенала Волжской военной флотилии покоится на глубине Волги.

В Волгоградской области исследуют затонувшее в годы войны судно
© Волгоградская правда

Маленькая история «речных конвоев»

Корабли Волжской военной флотилии сыграли немалую роль в достижении победы в Сталинградской битве. Они перевозили грузы, раненых и боеприпасы, при этом им самим приходилось обороняться. По предварительным выводам в ходе первой экспедиции в 2013 году, найденный корабль носил название «Ваня-коммунист». По другой версии, под именем «Ваня-коммунист» было два корабля. Второй носил имя «Ваня-2», и именно этот корабль погиб в 1943-м. Пароход затонул, когда шел с грузом со стороны Астрахани. 

Такие перевозки «Ваня-коммунист» под началом капитана Панина осуществлял с начала Великой Отечественной, действуя в составе военизированных судов Волжского бассейна. «Ваня» доставлял топливо, военные грузы и участвовал в боевых операциях Красной Армии. В день гибели пароход за два часа до прибытия в Сталинград наскочил на непротраленную магнитную мину и затонул вместе с 17 членами команды.

 – Имя «Ваня-коммунист» в 1919 году было присвоено пароходу «Дегтярев», который был построен в 1911 году в Нижнем Новгороде. Позднее он был переименован в честь канонерской лодки «Ваня № 5», расстрелянной на Каме белогвардейскими пушками в 1918 году, – поясняет председатель волгоградского отделения Военно-исторического общества Виктор Василевский. – Новый «Ваня-коммунист» действовал как канонерская лодка всего до 1920 года, после чего был разоружен и демобилизован для транспортной работы. Во время Великой Отечественной войны он перевозил грузы для Красной Армии на Нижней Волге. Мы решили восстановить историческую справедливость и понять, является ли погибший корабль действительно переименованным «Дегтяревым» или это другое судно. Согласитесь, нечасто можно под водой обнаружить подобные артефакты.

Находки – в музей

Погружения профессиональных дайверов подтвердили, что на дне Волги действительно колесный пароход с боевым вооружением.  В ходе первой экспедиции на корабле было обнаружено три пушки – «Канэ», горная пушка калибра 76 мм, пушка Гочкиса калибра 47 мм. С судна извлечены винтовки «Бердан 1», «Бердан 2» и винтовка Мосина. 

В боевом отсеке были найдены металлические ящики с кассетами для пушки, в районе камбуза – котелки овальной формы, идентичные тем, что выпускались для царской армии.

Но самой большой сенсацией, почти не оставлявшей сомнений в том, что судно изначально принадлежало флоту Белой Гвардии, стал Георгиевский крест 4-й степени в отличном состоянии.

С помощью военных царских архивов историки выяснили: обладателем Георгиевского креста был участник Первой мировой войны Федор Осипович Кубанов.

– Мы знаем только имя, фамилию и принадлежность к войсковому подразделению этого героя, – рассказывает дайвер Александр Паламарчук.

Артефакты, найденные в ходе первой экспедиции, были переданы в музей-панораму «Сталинградская битва». Самым крупным экспонатом выставки стал штурвал, его поднятие со дня превратилось в спецоперацию. Преодолевая сильное подводное течение, дайверы отсоединили штурвал от стойки, к которой он крепился с помощью особых приспособлений, затем с помощью подводного парашюта подняли наверх. Чтобы сохранить уникальный экспонат, его в специальном контейнере с раствором доставили в музей.

Руководил операцией по передаче штурвала Константин Редькин. Он рассказывает, что поначалу штурвал казался им деревянным, однако уже в музее выяснилось, что это не так.

 – Мы заранее подготовили ванну, наполнили водой, штурвал находился в воде вместе с ракушками, он был полностью засыпан, – вспоминает Редькин. – Артефакт был доставлен в целости и сохранности, и, к всеобщему удивлению, он оказался металлическим.

По версии историков, корабль был использован в Сталинградской битве как транспортное средство, поскольку вооружение не могло гарантировать эффективных боевых действий. Задача второй экспедиции – узнать подлинное имя корабля, и это сопряжено с большими трудностями.

 Что таят волжские воды

– Имя корабля можно прочесть на борту и корабельной рынде, – объясняет дайвер Михаил Щеголевский. – Но борт покрыт ракушками, весь корпус сильно заилен, приходится буквально откапывать некоторые части. Но, поскольку в песке предметы сохраняются лучше, есть надежда, что нам удастся пролить свет эту загадку.

Дальнейшие работы требуют значительных затрат. Установка пескоотсасывающей пушки Эрлифт и устройство для освобождения поверхностей от нароста требуют немало времени и присутствия высококвалифицированных дайверов. 

Поднимать корабль полностью нерационально, так как он может развалиться в процессе подъема. К тому же с такой глубины поднять эту махину не так просто. Члены экспедиции ограничились визуальным исследованием.

– Мы тщательно фотографируем корпус во время каждого погружения, – говорит специалист экспедиционного центра Анатолий Калемберг. – Если вычислить точное расстояние между иллюминаторами, установить форму корпуса и обследовать другие детали, то можно предположить, что за судно лежит на дне. Работу затрудняет сильное течение, которое буквально «метет» песок, сквозь который сложно рассмотреть детали. Факт, что это колесный пароход, сомнений не вызывает.

Сейчас специалисты работают с архивами, и есть все основания предполагать, что на дне Волги покоится именно «Ваня-коммунист».

– Работа с архивами непроста, но мы это делаем для наших будущих поколений, поскольку славная история Волжской флотилии недостаточно освещена в материалах по Сталинградской битве, и каждая находка –это большая ценность, – делится участник экспедиции Виктор Коваль.

В ходе будущей экспедиции планируется пригласить на судно старшеклассников волгоградских школ, которые смогут понаблюдать, как идет подготовка к погружению и какие артефакты появятся на поверхности.

Погружения продолжатся еще несколько дней, если позволит погода. Для работы на такой глубине нужны солнечные дни и высокая прозрачность воды, которая может быть только в осенний период