Самолет Ту-154. История и конструкция

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 октября 2020 года единственный из оставшихся в гражданской авиации РФ самолетов Ту-154 (авиакомпании "Алроса") выполнил по маршруту Мирный (Якутия) - Новосибирск свой последний регулярный рейс с пассажирами. Завершилась регулярная пассажирская эксплуатация этого типа самолетов на гражданских авиалиниях России. Ту-154 использовались таким образом в СССР/РФ на протяжении 48 лет и восьми месяцев.

Самолет Ту-154. История и конструкция
© ТАСС

ТАСС подготовил материал об этом типе самолетов.

Ту-154 - советский, позднее российский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый реактивный авиалайнер в СССР. Вплоть до конца 2000-х годов - один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в РФ.

История

Самолет был разработан в 1960-х годах в конструкторском бюро авиационного завода №156 (с 1966 года - Московский машиностроительный завод, ММЗ "Опыт", с 1989 года - Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева, ныне ПАО "Туполев" в составе "Объединенной авиастроительной корпорации", ОАК). Руководил разработкой Андрей Туполев, главные конструкторы в разные годы - Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Новый самолет создавался на замену первому советскому реактивному среднемагистральному авиалайнеру Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. В серию пошла модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 года по маршруту "Аэрофлота" Москва - Минеральные Воды. Последний в гражданской авиации РФ Ту-154 с регистрационным номером RA-85757 совершил свой заключительный рейс с пассажирами 28 октября 2020 года: машина авиакомпании "Алроса" перевезла 140 человек из города Мирный (Якутия) в новосибирский аэропорт Толмачево.

Крупносерийное производство Ту-154 велось с 1970 года по 2013 год на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 года - ОАО, затем АО "Авиакор - авиационный завод", Самара). По данным ПАО "Туполев", всего построено не менее 930 единиц разных модификаций. 166 из них были поставлены за рубеж.

Конструкция

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным килевым оперением. Имеет три турбовентиляторных двигателя: два - по бокам в хвостовой части фюзеляжа на пилонах и один - внутри хвостовой части, с воздухозаборником в форкиле. Первоначально на серийных машинах устанавливали двухконтурные турбовентиляторные двигатели НК-8-2У Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО "Кузнецов", Самара), позднее - Д-30КУ-154 разработки ОКБ-19 Павла Соловьёва (ныне АО "ОДК-Авиадвигатель", Пермь). Шасси трехосное, с передней стойкой. Крылья - с высокой степенью механизации, снабженные предкрылками, трехзвеньевыми закрылками и интерцепторами. Ту-154 стал первым самолетом туполевского КБ, на котором устанавливалась вспомогательная силовая установка, обеспечивающая автономность лайнера на земле. Также впервые в практике бюро был применен реверс тяги двигателей, значительно улучшивший посадочные характеристики самолета.

Модификация

Всего существует более десяти модификаций Ту-154. В конце 1975 года был разработан вариант Ту-154Б с максимальным взлетным весом 98 т. 16 июля 1984 года совершила первый полет его усовершенствованная версия Ту-154М с более экономичными двигателями Д-30КУ (запущена в серию в 1986 году). На базе Ту-154 строились летающие лаборатории Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля "Буран", самолет для программы "Открытое небо" Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-155 и Ту-156 и др. Несколько пассажирских Ту-154 были переоборудованы в грузовые (Ту-154Т, Ту-154С). Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100 со взлетным весом 104 т.

Летно-технические характеристики для модификации Ту-154М-100

Длина самолета - 47,90 м; размах крыла - 37,55 м; площадь крыла - 202 кв. м; высота - 11,40 м; диаметр фюзеляжа - 3,8 м; вес (пустого самолета) - 55 тыс. кг, максимальный взлетный - 104 тыс. кг; максимальный вес топлива - 39 тыс. 750 кг; три двигателя Д-30КУ-154; крейсерская скорость - 935 км/ч; практическая дальность - 3 тыс. 900 км с нагрузкой 18 т, 5 тыс. 200 км с нагрузкой 12 т; дальность полета с максимальным запасом топлива - 6 тыс. 500 км; максимальный вес коммерческой нагрузки: 18 тыс. кг; практический потолок - 12 тыс. 100 м; пассажировместимость - 152-158 человек в трехклассовой кабине или 180 человек в одноклассовой кабине; вес максимальной коммерческой нагрузки - 18 тыс. кг. экипаж - три человека.

Эксплуатанты

В разные годы самолеты этого типа эксплуатировал "Аэрофлот", а также гражданские перевозчики и различные ведомства Азербайджана, Албании, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кубы, Ливии, Молдавии, Монголии, Пакистана, Польши, Румынии, Сирии, Туркмении, Турции, Украины, Узбекистана, Чехословакии и др. стран мира - всего почти 300 авиапредприятий.

По состоянию на октябрь 2020 года в эксплуатации остаются несколько десятков Ту-154, большинство из них используются военными ведомствами России и Китая. Регулярная пассажирская эксплуатация практически прекращена: два экземпляра продолжают выполнять полеты под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.

Аварии и катастрофы

Согласно данным из открытых источников, всего за годы эксплуатации Ту-154 было потеряно не менее 73 самолетов этого типа, в катастрофах погибли в общей сложности 3 тыс. 65 человек. Также зафиксированы 30 попыток угона Ту-154, в результате которых погибли еще 13 человек.