Тайна гибели «Пахтакора». Что послужило причиной авиакатастрофы?
Трагедия с участием двух самолетов Ту-134 — самая страшная в истории Советского Союза. Удивительно, но до взлета все оборудование лайнеров работало исправно, а воздухе — взрывов и пожаров на борту не было. Так почему же тогда произошла авиакатастрофа, вследствие которой погибла футбольная команда «Пахтакор»?
Роковой полет
11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском лоб в лоб столкнулись два самолета Ту-134 на скорости 700 км/час. Лайнеры не видели друг друга в густых облаках на высоте 8400 метров. Один борт протаранил другой под прямым углом, отрезав кабину пилотов. После удара самолеты развернуло. Они сцепились хвостовыми отсеками. Первый борт развалился прямо в небе. Пилоты второго до последнего пытались сохранить управление самолетом и совершить аварийную посадку. Но на высоте 500 метров лайнер взорвался и полетел носом к земле.
В результате авиакатастрофы погибло 178 человек. Обломки самолетов и тела погибших были разбросаны в районе населенного пункта Куриловка по территории площадью 48 кв. км. Несмотря на весь ужас трагедии, информации о ней в СМИ практически не было. В советских газетах появилась лишь краткая заметка о гибели 17 игроков и членов персонала ташкентского футбольного клуба «Пахтакор», которые летели на одном из самолетов на матч в Минск. Советские власти сразу засекретили информацию об авиакатастрофе в небе над Украиной. Даже родственники погибших не могли узнать, что на самом деле произошло в тот роковой день. С чем это связано?
Читайте также: Катастрофа Ту-104 в 1971 году под Москвой. Что произошло и кто виноват?
Странные совпадения
Начнем с того, что в Советском Союзе было не принято афишировать столь «громкие» трагические события. Возможно, никто бы и не узнал о трагедии, если бы среди погибших не оказались члены перспективного узбекского футбольного клуба. Событие получило широкий общественный резонанс, в результате чего появилось множество версий о причинах авиакатастрофы.
Многие связывали трагедию с именами политической верхушки СССР — председателя ЦК КПСС Украины Владимира Щербицкого и лидера Узбекистана Шарафа Рашидова. Известно, что у них была взаимная неприязнь. Началось все с того, что Щербицкий запретил публиковать на Украине книги Рашидова. Усугубилась неприязнь после того, как украинский политический деятель стал членом Политбюро, а узбекский — так и остался кандидатом на данный пост. К тому же, любимая команда Рашидова «Пахтакор» вылетела из Высшей лиги, а киевское «Динамо» стало обладателем чемпионского титула. Лидер Узбекистана попытался собрать новую команду, которая смогла бы побеждать в знаковых матчах, и ему это удалось. Но авиакатастрофа 11 августа 1979 года навсегда лишила Узбекистан шансов на чемпионство. Удивительно, но произошла она в день открытия стадиона «Пахтакорн», только спустя 23 года. К тому же, самолет с футболистами упал на территории Украины. Это вызывало еще больше подозрений с узбекской стороны. Но теория о причастности Щербицкого так и не подтвердилась.
Более убедительно тогда выглядела версия о том, что в районе трагедии проходили военные ученья «Днепр». Причиной авиакатастрофы могла стать выпущенная ракета. Но почему тогда потерпели крушение сразу два самолета?
Рассекреченные данные
Позднее выяснилось, что один из самолетов принадлежал молдавским авиалиниям. Он совершал рейс из Челябинска в Кишинев. На его борту было 88 пассажиров, включая 24 ребенка. Второй Ту-134 был белорусским. Летел он из Ташкента в Минск через Гурьев и Донецк. На его борту было 77 пассажиров, включая 12 детей и 65 взрослых, в том числе и узбекскую футбольную команду «Пахтакор». До столкновения оборудование двух самолетов работало исправно, на борту не было взрывов и пожаров. Руководил в тот день полетами лайнеров 20-летний неопытный Николай Жуковский. Следить за его действиями обязан был старший смены или руководитель полетов, но к нему был приставлен рядовой диспетчер Владимир Сумской. Наставник, услышав переговоры Жуковского с пилотами, решил вмешаться. Он увидел на экранах сближающиеся отметки. Сумской попытался исправить ошибку в расчетах, допущенную стажером на графике пролета двух самолетов. Он дал команда лайнеру, летящему в Минск, занять другую высоту. Диспетчер посчитал, что приказ принял белорусский экипаж, но в действительности фразу «Понял, 8400» произнес штурман третьего самолета Ил-62, который проходил рядом. Из-за недопонимания пилотов с диспетчерами два борта оказались на одной высоте. Вскоре один из самолетов пропал из радаров, а потом и второй. О падении частей лайнеров в диспетчерскую сообщил пилот Ан-24.
Читайте также: Единственная выжившая. Как Лариса Савицкая спаслась в авиакатастрофе в 1981 году?
Кто на самом деле виновен?
Через 11 месяцев после авиакатастрофы состоялся суд. Диспетчер Жуковский обвинил Сумского, что он его должным образом не подготовил к работе. Поэтому вину признал частично. Сумской попросил прощение у близких погибших. Он также рассказал, что 11 августа 1979 года в диспетчерскую поступило сообщение об ожидании литерного рейса. Для его пролета все воздушное пространство должно было быть расчищено, что и привело к столпотворению самолетов и неразберихе. Несмотря на данный факт, суд приговорил Сумского и Жуковского к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима. Владимир отсидел в тюрьме 6,5 лет и за хорошее поведение был отпущен раньше срока. Жуковский, не выдержав мук совести, совершил самоубийство.
Но на самом деле, в трагедии виновны не только диспетчеры, но и пилоты белорусского самолета. По словам судьи Леонида Чайковского, который вел данное дело, распечатки черных ящиков это подтвердили. Оказывается, члены экипажа самолета, который летел в Минск в воздухе выпивали. Они праздновали присутствие на борту известных футболистов. Пилоты не расслышали команд диспетчеров и совершили роковую ошибку.
Читайте также: Самолет-призрак: как исчез Boeing 707 и где его искать?