В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Русский десант идет на новый маневр

Очень может быть, что к 2023 году в наших Воздушно-десантных войсках появится соединение, аналога которому в прежде никогда не было. В его состав войдут одновременно одна десантно-штурмовая бригада и одна бригада армейской авиации. Назовут это соединение, видимо, 104-й гвардейской аэромобильной дивизией. А развернут на базе нынешней 31-й десантно-штурмовой бригады (ОДШБр), которая ныне стоит в .

Русский десант идет на новый маневр
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Из чего следует именно такая последовательность предстоящих действий ? Во-первых, на недавней коллегии этого ведомства министр обороны РФ сообщил, что на завершившихся в сентябре стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2020» на полигоне Капустин Яр был проведен эксперимент «по формированию и порядку боевого применения соединений нового типа в составе мобильного эшелона». При этом, рассказал Шойгу, «совместные действия отдельной десантно-штурмовой бригады и бригады армейской авиации значительно повысили динамику и напор уничтожения противника».

Видео дня

А что в тот день происходило в Капустином Яру? На глазах специально приглашенного на учения президента , который только и полномочен утверждать решение о формировании первой российской аэромобильной дивизии, с нескольких десятков огромных транспортных Ми-26, транспортно-боевых Ми-8 и под прикрытием огня немалого числа ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» был высажен усиленный батальон десантников из Ульяновска на бронеавтомобилях «Тигр». Одновременно для артиллерийской поддержки действий батальона вместе с «Тиграми» по воздуху перебросили и батарею из четырех буксируемых 122-миллиметровых гаубиц Д-30. Для увеличения темпа высадки «голубые береты» с зависших винтокрылых машин с высоты 20-25 метров десантировались с помощью специальных спусковых устройств.

Судя по итоговой оценке министра обороны, учебный дебют прообраза будущих наших аэромобильных войск удался. И на президента РФ внезапное появление в воздухе целой вертолетной бригады в пылу и грохоте ракетных залпов с «Аллигаторов» тоже, можно предположить, произвело сильное впечатление. Теперь, выходит, дело за малым: сформировать это самое «соединение нового типа». Где и каким оно будет?

Определенную информацию на сей счет общественность получила еще 5 мая 2018 года, когда в Ульяновске широко праздновали 20-летие 31-й гвардейской ОДШБр. На торжества прибыл и бывший командующий ВДВ, а ныне - председатель комитета по обороне . И заявил, что согласно плану строительства Воздушно-десантных войск, ожидается, что к 25-летию (иными словами, к 2023 году – «СП») 31-й бригады на ее базе будет возрождена расформированная в 1998 году 104-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия. Ее полки в этом случае встанут в Ульяновске, и .

Ну, а поскольку именно ульяновским десантникам на «Кавказе-2020» было поручено участвовать в эксперименте по учебному применению будущих российских аэромобильных сил, стало быть, почти наверняка им же предстоит в скором времени пережить и соответствующее преобразование, объединившись с вертолетчиками под единым командованием в дивизию. Таким образом, сбудется давняя мечта генерал-полковника Шаманова, над воплощением которой в жизнь он бьется, как минимум, с 2009 года. То есть – сразу после завершения пятидневной войны с в августе 2008 года.

Тогда, если помните, после злодейского ночного нападения грузинских войск на российских миротворцев в Цхинвале в ночь на 8 августа, помощь со стороны нашей 58-й армии в подоспела только почти двое суток спустя после начала боев – после полудня 9 августа. Именно тогда по горным дорогам через Рокский туннель в республику сумели прорваться спешно сформированные три батальонные тактические группы из состава 429-го и 503-го мотострелковых полков 19-й мотострелковой дивизии и 135-го отдельного мотострелкового полка Северокавказского военного округа. И только к 15.30 того же дня эти группы вступили в первые боестолкновения с грузинскими подразделениями, практически овладевшими к тому времени Цхинвали.

Уже в ту пору стало понятным: все в Южной Осетии в 2008 году для нас было бы намного проще и быстрее, если бы в распоряжении российского Генштаба на Северном Кавказе уже тогда имелись бы хоть какие-то аэромобильные части или соединения. Их бросок через горы на вертолетах, минуя Рокский туннель, занял бы считанные минуты, а не дни, как вышло у 58-й армии.

Хотя, конечно, та «война 08.08.08» - это все же частность. В серьезных боевых действиях роль аэромобильных войск в любой стране куда весомей. Американцы, например, убедились в этом еще в ходе войны во Вьетнаме. А мы до сих пор «чешемся».

Еще во времена «позднего» СССР прообразом аэромобильных частей советских Вооруженных сил стали отдельные десантно-штурмовые бригады, подчинявшиеся непосредственно командующим военными округами. Их задачей был так называемый «вертикальный охват» противника – высадка с вертолетов сравнительно неглубоко от линии фронта с целью дезорганизации ближнего тыла противника.

Но правильная эта идея все же не была доведена до логического конца. В организационном отношении десантно-штурмовые бригады и вертолетчики имели разные вертикали подчиненности и учились воевать в едином строю только на время учений. Что, конечно, затрудняло совместное планирование, службу и боевую работу.

В Российской армии с идеей «вертикального охвата» все стало еще сложнее после 2003 года. Поскольку десантно-штурмовые бригады так и остались в распоряжении военных округов, но вертолеты армейской авиации ошибочно, как считают многие, во времена министра обороны целиком включили в состав Воздушно-космических сил.

Еще тогда, 17 лет назад, бывший командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник так публично оценил эту «реформу», затеянную в ту пору начальником генералом армии : «Глупость. Самая настоящая глупость… Через время они одумаются, но это опять упрётся в колоссальные затраты, как людские, так и финансовые. Уверен, что за содеянное ни Кормильцев (тогда главком Сухопутных войск – «СП»), ни Квашнин отвечать не будут».

А вот как комментировал ситуацию генерал-полковник , в прошлом — член коллегии Минобороны: «Решение о ее (армейской авиации — „СП“) передаче ВВС было принято под давлением очень недалекого военачальника — Анатолия Квашнина. Он наломал много дров. Армейская авиация потому так и называется, что она призвана поддерживать армию на поле боя. С самого начала было очевидно, что решение отдать вертолеты в ВВС — неправильное.

Во-первых, ВВС и ПВО объединены в одну структуру и решают единые специфические задачи. Вертолетные подразделения для них — обуза. Во-вторых, сами Сухопутные войска лишились очень мощной огневой поддержки. Это особенно ярко проявилось в августе 2008 года во время войны с Грузией. Когда наши войска двинулись вперед, в округе не оказалось ни одного вертолета, который можно было бы использовать для огневой поддержки, эвакуации, разведки или заброски спецгрупп. Даже отдел по взаимодействию с авиацией был расформирован».

Естественно, с той поры любые согласования для проведения совместных операций многократно осложнились. Поскольку пошли через еще более высокую военно-бюрократическую ступеньку - главные штабы различных видов Вооруженных сил. А сухопутчикам за поддержкой вертолетов пришлось теперь стучаться еще и в авиационные штабы.

Что касается Воздушно-десантных войск, то им заполучить для действий в своих интересах боевые и транспортные вертолеты всегда было еще сложнее, чем сухопутчикам. Не стало проще и сегодня. Все из-за тех же административных препонов. Как раз Шаманов после «войны 08.08.08» и начал борьбу с этой двойственностью.

В 2009 году он заявил: «Хотелось бы иметь (в составе ВДВ – «СП») все виды вертолетов. Для увеличения боевых возможностей войск нам нужны Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Для высадки тактических десантов на небольшую глубину - вертолеты Ми-8. Для перевозки крупных подразделений в удаленные районы - большие Ми-26».

Тогда же Шаманов предлагал для начала по одному вертолетному полку включить в состав Новороссийской и Псковской десантно-штурмовых дивизий, а также Ульяновской бригады.

К декабрю 2012-го это предложение командующего ВДВ приобрело еще большую конкретность: «Мы хотим предложить в состав 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады включить вертолетный полк: 40 вертолетов Ми-8 и 20 вертолетов Ми-24. Подчеркиваю, в состав бригады... Пойдет нам навстречу Генеральный штаб или не пойдет — сложно сказать».

Судя по всему, у этой инициативы главного тогда десантника страны в оборонном ведомстве и тогда, и сейчас очень влиятельные противники. Скорее всего – из кругов, близких к Воздушно-космическим силам, не желающим расставаться с частью своего финансового и административного могущества. Поскольку с переподчинением части вертолетов от авиаторов к ВДВ так, по сути, ничего не вышло и по сей день.

Дальше разного рода тактических экспериментов на учениях дело пока не идет. Хотя в исследовательских целях первая в истории ВДВ России высадка аэромобильная сил с вертолетов в тыл условного противника была произведена еще в сентябре 2018 года на стратегических командно-штабных учениях «Центр-2018». Правда, в очень ограниченных масштабах – всего одна рота.

Но что очень симптоматично: и тогда, и на учениях «Кавказ-2020» для этого использовались подразделения одной только 31-я гвардейской ОДШБр. Поэтому наверняка именно на ее базе, если до этого вообще дойдет, первое наше аэромобильное соединение и будет сформировано.

Причем, есть стойкое ощущение, что на сей раз ждать этого осталось недолго. Порукой тому не только высокая оценка министром обороны итогов совместной учебно-боевой работы десантников и вертолетчиков на учениях «Кавказ-2020». Но и явно не случайное (наверняка совместно с Шамановым) приглашение Путина именно на этот, самый впечатляющий эпизод маневров на полигоне Капустин Яр. Если так же, как Шойгу, «впечатлился» и президент, первая российская аэромобильная дивизия через три года все же встанет в Ульяновске, Пензе и Оренбурге.

Из досье «СП»

Пока военные решают, где и каким образом формировать первое аэромобильное соединение ВС РФ (да и формировать ли вообще!), Московским создается специализированный бронированный вертолет, уже прозванный «летающей боевой машиной десанта». По словам директора завода Сергея Романенко, «эта машина на восемь десантников, практически БМД, только в воздухе, со всеми возможностями взлета и посадки, в том числе в высокогорных условиях».

А генерал-полковник Шаманов в 2013 году так высказался об этой новинке: «Это должен был быть винтокрылый средний вертолет с мощным комплексом вооружения, способный совершать боевые броски от 10 до 70 километров, что позволит значительно повысить маневренность подразделений».