США страдают от недостаточно развитой разведки в Арктике

Бывший командующий силами береговой охраны (БОХР) США адмирал Пол Цукунфт сообщил о проблемах с осведомленностью об обстановке в Заполярье, передает Defense News. Усиление военного присутствия в Арктике, в том числе походы подводных лодок, эсминцев, полеты стратегических бомбардировщиков и другая военная активность не дает значительного эффекта в части разведки и наблюдения в регионе. «У нас есть серьезные проблемы с ситуационной осведомленностью, и они действительно начинаются в высоких широтах», – сказал Цукунфт. «Когда поднимаешься выше 72-й широты, становится довольно темно», – добавил он. По мнению Цукунфта, союзники должны вкладывать больше денег в развитие в Арктике, учитывая активность России и Китая, стремящихся использовать смягчение заполярного климата для расширения своего присутствия в регионе. Бывший командующий береговой охраной отметил, что один из кораблей БОХР недавно обнаружил проходящие в Арктике российско-китайские учения, о которых не предупредила американская разведка. Адмирал отметил, что предпочтительной стратегией является выявление районов с высокой степенью опасности и их направленный мониторинг, что будет более эффективно, чем попытка насытить разведывательными системами весь арктический регион. С этим мнением согласны и союзники США. В частности, ранее датский премьер-министр Метте Фредериксен заявила о необходимости развития средств космической разведки и противолодочной обороны в регионе. В то же время специалисты отмечают технические проблемы в реализации этого плана. «Чтобы получить снимки Арктики и Антарктики, нужно использовать полярные орбиты, дающие очень короткое окно покрытия. Если вы не повесите там дюжину спутников, что стоит очень дорого, вы не получите контроля над обстановкой в реальном времени», – отметил эксперт Гудзоновского института Брайан Кларк, бывший офицер-подводник. По мнению Кларка, более перспективным является использование беспилотных летательных аппаратов, позволяющих контролировать военную активность в Арктике. Ранее российские СМИ сообщили о новой разработке МГТУ им. Баумана, позволяющей строить ледовые аэродромы в Арктике, которые смогут принимать тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76. «Это достигается за счет модифицирования ледового покрытия с помощью специальных химических реагентов, которые позволяют осуществлять посадку авиатранспортных средств на подготовленную ледовую полосу», – отметил проректор МВТУ по экономике и инновациям Евгений Сторожук.