Войти в почту

Ракетные «Варшавянки»: «Тришкин кафтан» для русского подплава

Министерство обороны РФ на неизвестный срок отказалось от строительства новых подводных лодок проекта 636.3 типа «Варшавянка» для Балтийского флота. Хотя этот флот – единственный в России! - давно фактически лишен собственных подводных сил. Тем не менее, по словам гендиректора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузакова в кулуарах форума «Армия-2020», решение о заключении контракта на строительство таких субмарин собирались принять в Минобороны, но «пока они думают». Вероятно, причина долгой задумчивости военных банальна – у них в условиях экономического кризиса просто не хватает денег. При этом на сегодня в составе БФ подплав представлен единственной и старой-престарой (вошедшей в боевой состав ВМФ СССР в 1986 году и потому обреченной на списание в ближайшей перспективе) торпедной субмариной Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ «Палтус»). Это все, что нынче осталось в распоряжении 3-го отдельного дивизиона подводных лодок, до сих пор базирующегося в Кронштадте. Хотя нет – кроме «Дмитрова» есть еще его командир и штаб. Но всего один корабль на целый дивизион - согласитесь, это выглядит странновато. Тогда почему почти осиротевший дивизион в Ленинградской военно-морской базе не расформировывают чтобы не смешить народ? Да потому, что из года в год надеются его пополнить. И все не получается. В 2019 году в Кронштадте ждали перевода с Черноморского флота дизель-электрической подводной лодки Б-871 «Алроса» проекта 877В «Палтус». Не дождались из-за хилости ремонтной базы в Севастополе. Этот корабль еще в 2014 году был поставлен на ремонт и модернизацию в 13-й судоремонтный завод Черноморского флота. Первоначально все проблемы с «Алросой» собирались решить через год. Потом сроком выхода из ремонта называли 2017-й. Потом – 2019-й. А нынешней весной стало известно, что «Алросу» снова поставили в док. И докование будет завершено в лучшем случае поздней осенью. Затем испытания и сдача курсовых задач экипажем. Получается, раньше лета 2021-го (а скорее – и осени) Б-871 на Балтике точно не появится. Несколько лет назад пошли разговоры, что спасение в Кронштадт придет от «Адмиралтейских верфей». Мол, там для 3-го отдельного дивизиона, начиная с 2022 года, будут построено не менее четырех дизель-электрических «Варшавянок». И это тогда казалось делом почти что верным. Ведь «Адмиралтейские верфи» в наши дни исхитрились поставить строительство таких вот очень удачных, малошумных, но мощных субмарин практически на поток. С 2010 по 2016 годы шесть «Варшавянок» с крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» одна за другой сошли со стапелей и убыли на Черноморский флот. По дороге в Средиземном море каждая явно с целью наглядной демонстрации в первую очередь Западу своих боевых возможностей отличилась успешной стрельбой «Калибрами» по боевым порядкам боевиков в Сирии. Следом на предприятии в том же удивительном темпе взялись пополнять и Тихоокеанский флот. Причем, эта серия новых российских субмарин существенно отличается в лучшую сторону даже и от только что завершенной черноморской. По данным Минобороны РФ, теперь «Адмиралтейские верфи» устанавливают на корпуса «Варшавянок» новые гидроакустические пластины, которые еще более приближают шумность этих боевых кораблей к фоновым значениям моря. Таким образом еще более затрудняя для противника обнаружение и без того одних из самых малошумных в мире подлодок. Так, в 2017-м была заложена, а в 2019-м вошла в состав 19-й бригады ПЛ ТОФ подводная лодка «Петропавловск-Камчатский». Правда, к межфлотскому переходу она еще не приступала и продолжает временно качаться на волнах у кронштадского причала. В декабре 2019 года спущена на воду такая же субмарина «Волхов». Достраиваются на стапелях «Магадан» и «Уфа». Еще две «Варшавянки» («Можайск» и «Ижевск») для тихоокеанцев готовят к закладке с перспективой ввода в строй в 2022 году. А что дальше с этим редким по нынешним временам по успешности конвейером? По всем раскладам выходило, что следом подойдет очередь и балтийцев. Но, как следует из признания гендиректора «Адмиралтейских верфей», на форуме «Армия-2020» случился форменный облом. Минобороны РФ подписало контракт на строительство всего двух дизель-электрических субмарин: одной проекта 636.3 типа «Варшавянка» и одной проекта 677 типа «Лада». Таким образом, сетует Бузаков, с 2021 года, после спуска на воду последних лодок из «тихоокеанской» серии, часть мощностей его предприятия вынужденно уйдет в простой. А надежды Балтфлота, получается, еще более усохнут. Тем временем, в отношении подплава у нас в этих водах вообще все настолько худо, что еще в 2018 году бывший командующий БФ адмирал Владимир Валуев на весь мир ударил в колокола громкого боя: «На Балтике, которую окружают девять стран, есть подводные силы в Германии, Польше, Швеции. Если проанализировать ситуацию, то без подводных лодок, я считаю, задача по выполнению операций Балтийским флотом в полном объеме нереальна». И призвал Москву принять срочные меры, чтобы в ближайшие годы переломить ситуацию. Но, как видим, света в конце подводного туннеля в окулярах единственного на сегодня перископа подводников-балтийцев практически не прибавилось. Так что – все у нас в тех водах совершенно безнадежно в этом отношении? Даже при том, что военно-политическая ситуация вокруг Калининграда, за оборону которого в первую очередь отвечает именно Балтийский флот, накаляется буквально на глазах – все равно безнадежно? Не скажите. Выход на самом деле существует. Исправить положение можно. При том - достаточно быстро. Хотя радоваться такому обороту дела будут, как водится, не все. Дело в том, что сегодня из Черного моря в Балтийское совершили переход одна за другой три из шести «Варшавянок» 4-й отдельной бригады ПЛ Черноморского флота. Все – для планового ремонта в Кронштадте. Конкретнее дело с ними обстоит так. На Б-262 «Старый Оскол» все работы завершены на днях и она только что вышла из Кронштадского морского завода. На ее место встала Б-265 «Краснодар». Также в Кронштадте продолжают приводить в порядок Б-237 «Ростов-на-Дону». Ясно, что эти корабли очень нужны нам на Черном море. Но, возможно, все они или хотя бы часть из них еще нужнее отныне на Балтике? И поэтому могут быть включены в состав БФ? На мысль, что подобный организационный кульбит со стороны Главного штаба ВМФ возможен, наводит недолгая пока история службы малых ракетных кораблей-«калиброносцев» «Серпухов» и «Зеленый Дол» (проект 21631 «Буян-М»). Изначально оба они строились как раз для черноморцев. Естественно, и экипажи были сформированы в Севастополе. Оба «Буяна-М» в Крым из Зеленодольского судостроительного завода в ноябре 2015 года прибыли практически одновременно. Через месяц их разом включили в состав 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота. В марте 2016 года «Серпухов» в одиночку отправился из Севастополя на сирийскую войну. Только вернулся – приказ вновь отправляться к Сирии. На сей раз – паре с «Зеленым Долом». 19 августа 2016 года оба «Буяна-М» отстрелялись тремя «Калибрами» по позициям террористов. По заявлению Минобороны, эти ракеты уничтожили командный пункт и базу бандитов в районе населенного пункта Дар-Тааза. А еще - завод по производству минометных боеприпасов и крупный склад вооружения в провинции Алеппо. Было абсолютно понятно, что такие ракетные корабли еще очень пригодятся нам в Севастополе. Но туда прибывали и прибывали новые носители высокоточных крылатых ракет «Калибр»: фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Заканчивала комплектование свежепостроенными «Варшавянками» 4-я отдельная бригада подводных лодок. На подходе были новые «Буяны-М» - «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево» и «Ингушетия». А вот Балтийский флот и близко не имел ничего подобного. Хотя к 2016 году военно-политическая ситуация вокруг Калининградской области все более и более стала напоминать раскаленную сковородку. Москва понимала, что отлично зарекомендовавшие себя в Сирии «Калибры» помогли бы нам стабилизировать хотя бы хрупкий баланс с НАТО и на побережье Балтийского моря. Поэтому решено было «Серпухов» и «Зеленый Дол» у Черноморского флота изъять и отправить на новое постоянное место службы – в 36-ю бригаду ракетных катеров Балтфлота. 4 октября 2016 года оба севастопольских «Буяна-М» отправились в очень рискованный месячный переход вокруг почти всей Европы. Почему рискованный? Потому что эти небольшие кораблики относятся к классу «река-море». Изначально они спроектированы чтобы служить на мелководном Каспии и базироваться в дельте Волги, где сильных штормов, как известно, не бывает. В отличие, скажем, от Бискайского залива, известного своим крутым нравом. Особенно осенью и зимой. Но именно осенью 2016-го «Серпухову» и «Зеленому Долу» пришлось срочно одолевать и Бискай. Словом, «Буяны-М» для Каспия стали строить в 2010 году, совершенно не предполагая, какая участь на самом деле их ждет. Это потом, когда у России вылезли огромные проблемы со строительством ракетных кораблей дальней и ближней морской зоны, затыкать возникающие дыры на Черном и Балтийском морях решили даже совершенно не предназначенными для этого малыми ракетными кораблями. Но ничего, мы, в принципе, справились. Повторюсь: исходя из той не слишком давней истории резонно, на мой взгляд, предположить, что теперь подобную рокировку Главный штаб ВМФ может осуществить и с черноморскими «Варшавянками». А почему – нет? Война в Сирии потихоньку утихомиривается. При этом в Севастополе у нас может быть и недостаточно «калиброносцев», но с другой стороны - их и немало. В одной только 4-й отдельной бригаде подводных лодок остаются Б-261 «Новороссийск», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». Настала пора Севастополю поделиться с почти дотла разоренным подплавом Балтфлота?

Ракетные «Варшавянки»: «Тришкин кафтан» для русского подплава
© Свободная пресса