Первая советская бомбардировка Берлина
Шёл второй месяц войны, Красная Армия вела упорные оборонительные бои на всём протяжении советско-германского фронта – от Баренцева до Чёрного моря. Вражеская пропаганда ежедневно сообщала о полном уничтожении советской оборонной мощи и «победоносном шествии» по СССР. Из немецких рупоров звучали слова о том, что Москва – столица Советского союза – интенсивно бомбардируется каждый день и уже почти стёрта с лица земли. Но всё это не отражало реального положения дел. Чтобы показать миру и в первую очередь врагу, что советский народ и армия не сломлены, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, 79 лет назад, был совершён первый бомбардировочный налёт ВВС РККА на столицу гитлеровской Германии – Берлин. Замысел операции В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, через месяц после начала войны, немцы уже начали совершать массированные бомбардировочные налёты на Москву. Их успешно отражали войска ПВО и советская авиация. Чтобы показать всему миру, что наша страна полна решимости продолжать сопротивление, и опровергнуть заявления вражеской пропаганды, командование ВВС ВМФ в лице генерал-лейтенанта Семёна Жаворонкова и командующего ВМФ СССР Николая Кузнецова, предложили провести бомбардировку Берлина и расположенных там военных объектов. Подготовка к операции Проведение подобного налёта было поручено 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиационной бригады, структурно входящей в состав морской авиации Балтийского флота. Командиром полка был очень опытный лётчик и ветеран Финской войны полковник Евгений Преображенский. Планирование операции началось 27 июля. Для такого сложного вылета были отобраны 15 экипажей, которые отработали маршрут во время пробного вылета 3 августа. Подготовка велась в обстановке строжайшей секретности, о готовившемся вылете, кроме лётчиков знал только узкий круг высших чинов из числа руководства Красной Армии. Налёт на Берлин Аэродром Кагул на острове Эзель, по сути находился в немецком тылу, так как прибалтийские республики уже были захвачены врагом. Поэтому действовать лётчикам нужно было предельно аккуратно и только под покровом ночи. Вечером 7 августа, в режиме полного радиомолчания 15 бомбардировщиков Ил-4 (ДБ-3Ф), Пе-8 и Ер-2 с бомбовой нагрузкой и листовками поднялись в небо, взяв курс на немецкую столицу. Ведущим был командир 1-го минно-торпедного авиационного полка, полковник Евгений Преображенский. Лётчикам с учётом обратного пути предстояло пролететь почти 2 тысячи километров на высоте семи тысяч метров и не попасться врагу. Самолёты с экипажами большую часть пути летели над Балтийским морем вне зоны видимости с береговой линии. При подлёте к северной границе Германии наших лётчиков несколько раз замечали с вражеских наблюдательных постов, однако их принимали за немецкую авиацию, которая возвращается домой. К часу ночи наши лётчики заняли боевой курс и были готовы к бомбометанию по оборонным и военно-промышленным районам Берлина. В 01:30 ночи 8 августа началась бомбардировка Берлина, в котором не действовал режим светомаскировки. Немцы поняли, что самолёты не их, в немецкой столице был погашен свет и по бомбардировщикам открыли зенитный огонь. Немецкое руководство и командование не ожидало такого нападения. Налёт на столицу, да ещё и не с севера или запада, как они привыкли, стал ударом. Последствия геополитического масштаба Утром следующего дня немецкое командование сообщало о том, что минувшей ночью на Берлин напали английские лётчики и почти полностью были уничтожены в воздухе. В свою очередь обескураженные англичане заявили, что бомбардировочных налётов в тот вечер их авиация не совершала. Только после заявления СССР стало ясно, что бомбардировку провели лётчики-балтийцы и во время вылета не потеряли ни одного самолёта. Советское население и народы оккупированных стран Европы были очень воодушевлены подвигом советских лётчиков. Пилоты в сложных стратегических условиях, несмотря ни на что смогли показать свою силу, мужество и героизм. Эта бомбардировка вселила уверенность, что СССР не отступит. Немецкую столицу авиация Балтийского флота продолжала бомбить до 5 сентября 1941 года. На город было сброшено около 40 тонн бомб, а также 34 контейнера с советскими листовками и газетами. Герои Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за успешное выполнение задания командования все лётчики, принимавшие участие в налёте на Берлин, были отмечены государственными наградами. Евгений Преображенский, Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин, Петр Хохлов были удостоены высшего звания – Герой Советского Союза. Артефакты в музее В экспозиции Музея Победы под открытым небом посетители могут увидеть уникальные образцы авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В экспозиции, в том числе, представлен и советский бомбардировщик Ил-4. Примечательна и интересна судьба этого самолёта с заводским номером №17404. Он был изготовлен в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 126 в 1945 году и находился в составе 10-го бомбардировочного авиационного полка 9-ой Воздушной армии приморской группы войск. Самолёт совершил вынужденную посадку из-за повреждения двигателя в районе села Муравейка Анучинского района Приморского края во время Советско-японской войны. В ноябре 1993 года, 27 лет назад, военный лётчик в прошлом, а тогда генеральный директор и шеф-пилот первой в России частной авиационной компанией «ДальАэро» Владимир Сафронов обнаружил этот самолёт в уссурийской тайге. При помощи двух вертолётов Ми-8 фюзеляж бомбардировщика, двигатели и найденные неподалёку комплектующие самолёта были перевезены на аэродром «Барановский». Здесь Владимиром Сафроновым было принято решение о восстановлении и реставрации Ил-4 в память об отце – ветеране войны Василии Григорьевиче Сафроновом. Благодаря деятельности Владимира Сафронова и его детей, удалось сохранить самолёт и передать его на реставрацию в ООО «Авиационно-реставрационная группа». Свое почетное место на экспозиции Музея Победы Ил-4 занял 1 октября 2005 года. #ам_сб