Красный навал - Два советских сторожевых корабля таранили американский крейсер и эсминец, когда они вошли в территориальные воды СССР
Предыстория Есть в международном морском праве одна коллизия. Касается она территориальных вод. Согласно международным соглашениям, территориальные воды являются суверенной территорией государства. На суше территория страны ограничена государственной границей, на море – граница проходит по кромке территориальных вод. Возникли дискуссии, как считать эти 12 миль. Американцы настаивали, что отсчет должен производиться от каждой точки побережья. В СССР - что правильнее использовать так называемый принцип «базисной линии», когда отсчёт производится от наиболее выдающихся мысов на побережье. В СССР было несколько спорных районов, где не договорились о границах территориальных вод. Одним из районов было побережье Крыма. Другим яблоком раздора стало право мирного прохода боевых кораблей через территориальные воды другой страны. С одной стороны, такая норма записана в Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS III), подписанная СССР в 1982 году, с другой – такой проход подразумевал много условий, вплоть до того, что страна в некоторых районах своего побережья может отменить эту норму. Решение проблемы на международных площадках добиться не удалось. Разногласия остались замороженными. Как оказалось, руководство США очень любит пользоваться такими юридическими нестыковками для решения своих задач. Забегая вперед, скажем, что ситуация, о которой мы расскажем в статье, в наши дни регулярно повторяется в Южно-Китайском море у Парасельских островов. Провокация Основным противником Черноморского флота на южном направлении – Чёрное и Средиземное море – является 6-й флот США. В начале февраля 1988 года отряд кораблей 6-го флота США в составе ракетного крейсера «Йорктаун» USS Yorktown CG-48 (тип «Тикондерога») и ракетного эсминца «Кэрон» «Caron» DD-970 (тип «Спрюэнс») прошли Босфор и вошли в Чёрное море. Тогда это было нерядовым событием. Разведывательные корабли Черноморского флота взяла крейсер и эсминец на сопровождение, что было не просто. Дело в том, что американские корабли отключили все радиоизлучающие приборы и РЛС, двигаясь в режиме полного радиомолчания. Первоначально они двигались в сторону побережья Турции, и пробыли там двое суток. Кроме того, когда они выходили из Босфора, над этим районом Чёрного моря стоял плотный туман. Определить их местоположение помогла отлаженная в СССР система взаимодействия между ВМФ и гражданскими судами. В том секторе Чёрного моря проходил гражданский паром из Ильичевска. Штаб Черноморского флота связался с капитаном парома и попросил его сообщить, если его паром встретит в море американские военные корабли с определенными бортовыми номерами. Тот сообщил координаты точки встречи. Дальнейшее слежение было делом техники. 12 февраля стало понятно, что американские корабли идут по направлению к Крымскому полуострову. Для отслеживания действий американских кораблей и возможного пресечения провокаций Черноморский флот выделил два сторожевых корабля: «Беззаветный» проекта 1135 (командир капитан 2-го ранга Владимир Богдашин) и «СКР-6» проекта 35 (командир капитан 3-го ранга Анатолий Петров). Кроме этого, от морских пограничников в слежении принимал участие пограничный сторожевой корабль ПСКР «Измаил» проекта 1124П и поисково-спасательный корабль «Ямал» проекта 596П. Командиром группы кораблей назначили капитана 2 ранга Николая Михеева. Он должен был отследить действия американцев, и если бы они вошли в территориальные воды СССР, предупредить их о нарушении госграницы СССР. В случае неповиновения он должен был осуществить "навал". В отличие от тарана, когда один корабль бьёт в борт другого практически под прямым углом, при навале удар наносится по касательной, чтобы заставить корабль-нарушитель изменить курс. Таким образом, нарушителя «выдавливают» из своих территориальных вод. Предчувствия, что навалом всё закончится, были обоснованы. С позиции сегодняшнего дня можно констатировать, что право свободного прохода боевых кораблей через территориальные воды других стран, используется ВМФ США часто и по сегодняшний день. Сторожевики встретили американцев в нейтральных водах, в районе между Ялтой и Форосом. Те шли курсом на Крым. С «Беззаветного» по международным каналам связи передали: ««Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР. Предлагаю лечь на курс 110». Американцы не отвечали, продолжая движение. Представляется, что целей у операции ВМФ США было две. Во-первых, посмотреть, насколько решительно будут действовать корабли Черноморского флота, а во-вторых, провести радиоэлектронную разведку побережья Крыма. У военных есть такой термин – вскрыть обстановку, то есть узнать, какие силы и средства находятся у противника в том, или ином районе. Заход в свои территориальные воды крейсера и эсминца должны были заставить включится массу радиоэлектронных средств – от обзорных РЛС до береговых ракетных комплексов. Вот работу этих систем и рассчитывали записать американцы. В ответ на повторное предупреждение о заходе в территориальные воды СССР (практически пересечение границы СССР), командир «Йорктауна» ответил, что ничего не нарушает, и не изменит курс в соответствии с «нормами свободного прохода». Американские корабли пересекли кромку территориальных вод Советского Союза, что зафиксировал ПСКР «Изумруд». Он передал эту информацию на «Йорктаун» и «Беззаветный» Советским кораблям ничего не оставалось, как пойти на навал американцев. «Беззаветный» взял на себя «Йорктаун» (водоизмещение «Беззаветного» 3 000 тонн, «Йорктауна» 9 200 тонн), «СКР-6» достался «Кэрон» (водоизмещение «СКР-6» 1 300 тонн, «Кэрона» 7 800 тонн). Американцы чувствовали своё преимущество, и шли напролом. Американские моряки стояли на палубе и смеялись, вели фото и видеосъемку. Для увеличения эффекта от навала, командир «Беззаветного» Владимир Богдашин на несколько метров опустил якоря из клюзов. Навал на «Йорктаун» был произведен под углом в 30 градусов. При ударе спущенные на несколько метров якоря разорвали обшивку борта крейсера, на нём загорелась краска. Смех у офицеров и матросов крейсера прекратился. Они отбежали от борта, и бросились по своим боевым постам. «Беззаветный» резко накренился. Богдашин произвел второй навал, в кормовую часть. Скорость сторожевика на момент навала была 26 узлов - около 50 км/час, крен 17 градусов, и «Беззаветный» навалился на палубу крейсера частью своего днища! При этом корма сторожевика поравнялась с уровнем моря. На корме у крейсеров типа «Тикондерога» находятся вертолетная площадка и пусковые установки противокорабельных ракет «Гарпун». Результат второго навала впечатлил. Удар пришелся в район вертолетной площадки. Были сорваны все леера, разорван борт, разломан командирский катер крейсера, повреждена пусковая установка ракет «Гарпун». Два контейнера с ракетами на пусковой установке были разрушены, у ракет были оторваны головные части, и они лежали на верхней палубе. В довершении всего, в районе погребов противокорабельных ракет «Гарпун» и противолодочных ракето-торпед «Асрок» возник пожар. Как свидетельствует командир «Беззаветного», на корму крейсера выбежала аварийная партия. Но увидев валявшиеся на палубе обломки «Гарпунов», ушла внутрь корабля. Навал «СКР-6» на «Кэрон» особых последствий не вызвал. Были повреждены шлюпка и шлюпбалка. Это объясняется разностью водоизмещений и размеров кораблей. Эсминец стал сближаться с «Беззаветным», чтобы с «Йорктаунам» взять сторожевой корабль в клещи. По приказу Михеева носовые реактивные бомбометы РБУ-6000 были заряжены и демонстративно направлены на американские корабли. Если бы американцы взяли «Беззаветный» в клещи, и черноморцы произвели залп из РБУ, американские корабли остались бы в советских территориальных водах навсегда. Американцы заметили подготовку бомбометов к стрельбе, и отвернули. Но на крейсере началась демонстративная подвеска вооружения на два палубных вертолета, стоящих в ангаре «Йорктауна». Капитан 2-го ранга Михеев доложил на КП флота о действиях американских кораблей, и на международной частоте предупредил американцев, что в случае взлета их вертолеты будут сбиты, как нарушители границы. Подготовка вертолетов к старту продолжалась. Отменили её только тогда, когда над крейсером появились два «крокодила» - боевые вертолеты Ми-24 с вооружением на точках подвески. Дело в том, что кроме сторожевиков, на перехват американцев была поднята и авиация, базирующаяся в Крыму. Командир «Ямала» - это был переделанный лесовоз усиленного ледового класса – опасно сблизился с «Кэроном» (правда, без навала), побуждая его выйти из советских территориальных вод. Незваные гости отвернули, и вышли из советских территориальных вод. «Йорктаун» зашел в наши территориальные воды на 5 морских миль – около 9 км, «Кэрон» – на 7 морских миль – около 13 км. Однако, корабли еще сутки находились в Чёрном море. Всё это время их командиры вели напряженные переговоры со своими штабами. Вопрос был серьезный – как реагировать на произошедшее. Впервые за многие годы, военные корабли США получили серьезные повреждения, а нападение на военный корабль любой страны приравнивается международными договорами к объявлению войны. В больших штабах победила разумная точка зрения, и еще через сутки, крейсер и эсминец взяли курс на выход из Чёрного моря. Перед заходом кораблей в Босфор, экипаж крейсера срезал газосваркой все покореженные листы и леера, чтобы выглядеть поприличнее, проходя пролив. Впоследствии военные историки назовут произошедшее "последним инцидентом холодной войны". Итоги и последствия Крейсер «Йорктаун» три месяца находился в ремонте. Повреждения, полученные при навале «Беззаветного» были велики. Командир крейсера был снят с должности за «пассивные действия и предоставление советскому кораблю инициативы, что привело к моральному ущербу престижу американского флота». В Конгрессе США после бурных дебатов на 6 месяцев заморозили финансирование подобных разведывательных походов кораблей 6-го флота США в акваториях Средиземного и Чёрного морей. После произошедшего корабли НАТО ближе, чем на 120 миль - около 220 км - к берегам Советского Союза не подходили. Крейсер «Йорктаун» был исключен из состава ВМФ США в 2004 году. Он находится в зоне отстоя кораблей резерва ВМС США в Филадельфии. Эсминец «Кэрон» был исключен из состава флота в октябре 2001 года. Через год, в декабре 2002 года, он затонул при испытаниях нового оружия. «Беззаветному» тоже понадобился ремонт, правда длился он один месяц. У командира сторожевика Владимира Богдашина потребовали написать рапорты и объяснительные по поводу того, что один из якорей «Беззаветного» остался на палубе «Йорктауна». После инцидента его отправили учиться в Академию. Во время учёбы пришёл Указ о награждении его орденом Красной Звезды. Правда, с формулировкой «За освоение новой техники». Конспирация в те годы соблюдалась свято. Через три года, после учебы Владимир Богдашин был назначен командиром флагмана Черноморского флота противолодочного крейсера «Москва». После развала СССР «Беззаветный» был включен в состав ВМС Украины под названием «Днепропетровск». Как оказалось, корабль стране был не нужен, в состав боеготовых кораблей его не включали, и в 2005 году продали как металлолом Турции. При транспортировке он затонул. «СКР-6» был исключен из состава ВМФ в 1990 году, и в том же году утилизирован. В 1990 году по мотивам событий режиссером Евгением Шерстобитовым был снят художественный фильм «Проект «Альфа».