Войти в почту

«Ясень» — главный долгострой Военно-морского флота

Срок передачи ВМФ атомной подводной лодки (АПЛ) «Казань» может сдвинуться на 2021 год. Такой вывод следует из информации газеты «Известия» о том, что государственные испытания субмарины стартуют только осенью этого года. На них моряки должны проверить исправность всего арсенала, оборудования, механизмов и агрегатов. Ввод в строй «Казани», которая была заложена в далёком 2009 году, постоянно переносится. Основная причина — необходимость доработки различных вспомогательных систем и нехватка комплектующих из-за плохо отрегулированной кооперации. Сейчас перенос срока начала боевой службы вызван адаптацией АПЛ под гиперзвуковые ракеты 3M22 «Циркон» (подлодка строилась под «Калибр» и «Оникс»). «Казань» — первая серийная атомная субмарина четвёртого поколения улучшенного проекта 885М «Ясень-М». Помимо неё, в процессе строительства находятся пять АПЛ: «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск», заложенные в 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годах. К закладке планируются ещё две подлодки Всех представителей «Ясень-М» можно смело записать в долгострои. В лучшем случае Россия получит данные АПЛ в первой половине 2020-х годов. Таким образом на строительство одного «Ясеня» уйдёт 8-9 лет. Для сравнения: американская промышленность собирает лодки четвёртого поколения типа «Вирджиния» в среднем за 2-3 года. АПЛ с крылатыми ракетами предназначены для поражения разнообразных морских и наземных объектов. В большей степени отечественные субмарины заточены под охоту за авианосными группировками и атомоходами противника, включая носителей межконтинентальных баллистических ракет. В настоящее время в составе Военно-морского флота РФ находятся 8 подлодок проекта 949А «Антей», одна субмарина проекта 667БДР «Кальмар» и одна АПЛ немодернизированного проекта 885. Часть этих кораблей проходит сейчас ремонт и модернизацию. Почти все вышеперечисленные АПЛ были построены в 1980-е годы, либо в самом начале 1990-х годов, то есть отечественная оборонка по инерции чудом дотянула их до передачи флоту. Со крипом и скрежетом модернизация атомного подводного РФ продвигается и в наши более благополучные с экономической и политической точек зрения времена. Единственная подлодка проекта 885 — «Северодвинск» была заложена в 1993 году, а передана флоту — в 2014 году! Естественно, что за такой период времени многие механизмы и системы на ней устарели. Именно по этой причине развернулось строительство «Казани» и других АПЛ усовершенствованного проекта 885М. Эти лодки собираются быстрее, но темпы по сравнению с американскими несопоставимы. На текущий момент можно сделать вывод, что «Ясень» представляет собой мелкосерийный, а, значит, априори дорогой тип атомохода четвёртого поколения. Официальная информация о том, почему с таким трудом продвигается строительство АПЛ проекта 885М отсутствует. Однако, как правило, сдвиг сроков вправо происходит по финансовым, техническим и технологическим причинам — не хватает денег, комплектующих, затягиваются опытно-конструкторские работы. Для России могут быть актуальны все три фактора. Более того, у критически мыслящего экспертного сообщества накопилось немало вопросов к «новшествам», которые планируется реализовать в подлодках четвёртого поколения. Первая претензия — это слабая малошумность, являющаяся традиционным бичом отечественных АПЛ Слабые показатели малошумности вызваны главным образом двухкорпусной конструкцией наших атомоходов. С советских времён было принято считать, что эта схема является более прочной и безопасной. Номинально это действительно так, однако практика эксплуатации продемонстрировала, что в случае аварий на выживаемость экипажа двухкорпусная конструкция влияет слабо. АПЛ проекта 885 и 885М спроектированы по компромиссной — полуторакорпусной схеме: наиболее важные агрегаты и системы прикрыты двумя корпусами с балластными цистернами посередине. По имеющейся информации, у «Северодвинска» и «Казани» примерно одинаковая малошумность. Она, вероятно, лучше, чем у АПЛ третьего поколения, но за тот период пока Россия создавала «Ясени» противник заметно усовершенствовал средства обнаружения. Например, поиск «Северодвинска» не представляет труда для американского патрульного противолодочного самолёта Lockheed P-3 Orion. К сожалению, сейчас нет оснований полагать, что ситуация с обнаружением лодок проекта 885М будет другой. Вторая претензия к «Ясеням» — недостаточно качественная противоторпедная защита. Об этом в своих работах говорил контр-адмирал в отставке, бывший командир 10-й дивизии подводных лодок ВМФ СССР Анатолий Луцкий. По его данным, технические задания на разработку противоторпедных комплексов для отечественных АПЛ составлялись еще в 1980-х годах Луцкий считает, что российские системы не способны к залповому применению и лишены современных противоторпед. Проверить утверждения контр-адмирала не представляется возможным из-за отсутствия соответствующих открытых источников, однако опровержение в СМИ данных сведений также отсутствует. Виной тому — фактический запрет на публичные дискуссии по концептуальным проблемам отечественного флота. Одного из немногих специалистов, который отваживается бить в колокол, капитана 3-го ранга запаса Максима Климова, в СМИ практически затравили. Тем не менее, будет большой ошибкой ставить крест на проекте 885М. Модернизированные «Ясени» обладают усовершенствованных радиоэлектронным вооружением, а их ракетный арсенал превосходит по количеству и качеству боекомплект американских АПЛ, состоящий из «Томагавков». Например, «Цирконы» могут выпускаться из-под льда и поражать цели на скорости, недоступной для перехвата современными системами ПВО-ПРО. Однако неразумно отрицать, что российский флот серьёзно отстаёт в технологическом отношении от американского. Подобная ситуация наблюдалась и в годы холодной войны, но она сглаживались относительно коротким временным разрывом, большим количеством атомоходов и общим паритетом сил как на море, так и на суше. Учитывая невероятно долгие сроки строительства АПЛ, российской оборонке по заказу Минобороны РФ необходимо проводить дополнительные НИОКР, чтобы каждая новая подлодка получалась совершеннее предыдущей, а это опять же требует времени и дополнительных расходов. Неудачи в строительстве субмарин четвёртого поколения свидетельствуют о необходимости увеличения инвестиций в отраслевую военно-морскую науку. Также Минобороны РФ требуется перестроить или хотя бы критически осмыслить систему управления перспективными проектами для нужд атомного подводного флота, чтобы исключить (насколько это возможно) вероятность появления устаревших концептуальных решений по системам вооружения. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда Россия должна вплотную заниматься реализацией проекта атомной подлодки пятого поколения, получившего название «Хаски». Но вместо этого огромное количество научных коллективов в течение по меньшей мере 30 лет будет ориентировано на разработку АПЛ предыдущего поколения.

«Ясень» — главный долгострой Военно-морского флота
© Русская Планета