Войти в почту

С нами Бог и два парашюта

Обязательной принадлежностью при полетах на боевых самолетах парашют стал еще в 1927 году после невероятного спасения будущего Героя Советского Союза и командующего воздушной армией, а в то время летчика Научно-испытательного института воздушного флота Михаила Громова. Он был вынужден покинуть самолет, преднамеренно введенный в штопор при испытательном полете. Самолет разбился вдребезги, пилот благополучно приземлился. В ВВС СССР тогда впервые была введена новая служба для обучения летчиков технике применения парашюта. Так начался переход от романтизма первооткрывателей — тех, кого манила к себе бездонная синева небес и для кого прыжок с парашютом был приключением, — к практическому применению средства спасения. Его стали применять военные летчики, а вскоре и десантники. В этом году исполнится 90 лет российским Воздушно-десантным войскам. 2 августа 1930 года на военных учениях под Воронежем впервые в истории нашей армии 12 бойцов совершили групповой прыжок с парашютом для выполнения тактической задачи — диверсионных действий в тылу условного противника. Командование РККА быстро оценило удачный опыт и боевые возможности нового рода войск. Но для десанта были нужны парашюты и подготовленные парашютисты. Первый советский серийный парашют НИИ-1 сконструировали в мастерской в Арсеньевском переулке в Москве, тысячами средство десантирования стало выпускаться на фабрике в Тушине. В столице начали массово готовить парашютистов. 31 мая 1933 года на военном аэродроме в подмосковной деревне Тушино открылась первая в стране Высшая парашютная школа Осоавиахима. Ведущую роль в деле популяризации парашютного спорта взял на себя комсомол. Благодаря его поддержке в тушинской парашютной школе «стахановскими методами» были подготовлены первые инструкторы. Желающих нашлось с избытком. Столичные юноши и девушки грезили небом... Уже к концу 1933 года в Тушине молодые москвичи совершили более 1000 прыжков. В 1934-м ЦК ВЛКСМ и Центральный совет Осоавиахима приняли совместное постановление. В нем было сказано: «Парашютный спорт требует от занимающегося им упорной физической тренировки, воспитывает дисциплинированность, смелость и находчивость, что не может не иметь огромного значения для укрепления обороноспособности нашей страны и подготовки волевых и отважных бойцов Рабоче-Крестьянской Красной армии». К началу Великой Отечественной войны в строю РККА стояло пять воздушно-десантных корпусов. 4-й ВДК отличился в Битве за Москву в ходе Вяземской воздушно-десантной операции.

С нами Бог и два парашюта
© Вечерняя Москва