Не для слабаков: Русских людей в погонах в Арктике больше, чем белых медведей

Битва за Арктику, в которой прочно обосновались российские военные, продолжается – кусок-то хоть и холодный, но лакомый. Интерес к этому региону крайне велик по целому ряду причин, среди которых в первую очередь можно назвать природные ресурсы и контроль над Северным морским путём, который, по словам российского президента Владимира Путина, стал «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией». Россия в последнее десятилетие вернулась в Арктику (казалось, что после 1991 года про этот регион практически забыли) и не просто обозначила своё присутствие, но дала понять, что, мол, «это наше, руками просьба не трогать». США такой расклад совсем не устроил и янки, напялив куртки-«аляски», отправились штурмовать Север. Пока не особо-то и удачно. Они там… мерзнут. Памятен случай, когда в 2015 году российские вертолетчики, совершавшие плановый облет одного из районов Арктики, обнаружили вмерзшую в лед американскую атомную подводную лодку класса «Сивулф». Из торосов торчала лишь небольшая верхняя часть рубки субмарины, которая проходила шестимесячное боевое дежурство и совершила не совсем удачное всплытие. О том, что американские подводники попали в беду, свидетельствовали и следы использования сигнальной дымовой шашки красного цвета. Русские приземлились рядом и бензопилами выпилили лед вокруг рубки, освободив из плена экипаж, который не мог самостоятельно попасть на поверхность. Затем пробили полынью вокруг всего корпуса подлодки и, пожелав американцам «семь футов под килем», улетели восвояси. Ещё один случай на подобную тему – застрявшая в северных льдах АПЛ типа Лос-Анджелес Hartford, принимавшая участие в учениях Ice Exercise–2018. По замыслу учений, подлодка, выполнив ряд маневров, чтобы стать незамеченной для условного противника, должна была всплыть и провести пуски крылатых ракет Томагавк. Что-то пошло не так и субмарина крепко вмерзла в лед, так и не выполнив поставленную учебно-боевую задачу. Россияне на помощь не успели, хотя и были готовы – американские подводники вызвали свой вертолет, чтобы вызволить лодку из ледяного плена. США пытались покорить Арктику и при помощи… авианосца. Тут такой чисто американский стереотип – если где-то есть их авианосец, значит всё, что находится в зоне досягаемости его палубной авиации, находится под контролем. В октябре 2018 года американский авианосец Harry S. Truman, в сопровождении кораблей авианосной ударной группы НАТО отважно двинулся в сторону Арктики. Корабли прошли вдоль материковой части суши по Норвежскому морю, но ни до Баренцева моря, ни уж тем более до острова Шпицберген, так и не добрались. И там, где при любой погоде находятся корабли российского Северного флота (даже не ледоколы), «неженке» Гарри Трумену, не приспособленному для плавания в северных широтах, пришлось нелегко, по крайней мере, авиация с палубы так и не взлетала. Полным провалом закончились и недавние учения НАТО в Баренцевом море – корабли стали один за другим выходить из строя и маневры пришлось свернуть, так и не выполнив поставленные задачи. Причина была не в российских кораблях Северного флота, которые присматривали за действиями «коллег», а… мороз, ставший причиной нарушения работы некоторых систем американских и британских кораблей. Они покрылись толстым слоем льда, что привело к отказу бортового оборудования и вооружения. У ВМФ России, корабли которых используют специальные низкотемпературные покрытия, подобных проблем не возникло. Как отметили эксперты, эти учения продемонстрировали неспособность ВМС США и НАТО конкурировать с Россией в условиях арктического климата. ВМС США действительно не располагают боевыми кораблями, предназначенными для действия в полярных широтах. В отличии даже от соседней Канады, правительство которой подписало контракт на строительство пяти прибрежных патрульных кораблей арктической зоны AOPS (Arctic Offshore Patrol Ship), предназначенных для расширения своих возможностей по контролю в Канадском арктическом архипелаге. Еще дальше продвинулась в этом плане Россия, которая помимо мощного гражданского ледокольного флота сделала ставку и на боевые ледоколы – их вооружение будет сопоставимо с кораблями класса эсминец. Предполагается, что первый из них – «Иван Папанин» (проект 23550, ввод в эксплуатацию 2021 г.) вооружат крылатыми ракетами «Калибр» и 76-мм артиллерийской военно-морской установкой АК-176МА, выполненной по технологии «стелс». Кстати, некоторые советские ледоколы имели на своем борту вооружение (спаренные зенитные установки) и… радар управления огнем, вероятно для передачи данных боевым кораблям и береговым частям ПВО. Без поддержки ледокольного флота в Северном Ледовитом океане боевым кораблям, как говорится, ловить нечего, особенно в период зимней навигации. Сенатский комитет США по делам вооруженных сил еще несколько лет назад обратил внимание на тот факт, что Соединенные Штаты существенно отстают от других стран, в первую очередь от России, по количеству ледоколов. Тогда адмирал Джон Ричардсон, руководитель военно-морскими операциями, заявлял, что ВМС США разработали план действий в Арктике. При этом он подчеркивал, что Россия уже длительное время концентрируется на деятельности в Арктике. Не секрет, что Россия уже контролирует все воздушное и морское пространство Арктики как минимум на 500 километров от своей береговой полосы. Слово «контролирует» – ключевое, но оно не означает, что мы занимаем эту территорию. С учетом шельфовой зоны Россия может претендовать на 350 морских миль. В обеспечении безопасности страны на северных рубежах используется глобальная система, позволяющая при помощи автоматизированных систем управления, спутников, носителей информации в море и на берегу, получать полные данные о ситуации в регионе. Все летающее в небе, ходящее по воде и под водой – в поле зрения системы, доработки которой еще продолжаются. Помимо базирующихся на Севере флота, аэродромов авиации и средств ПВО, Вооруженные силы РФ обосновались и в отдаленных регионах Арктики. В шести районах были построены военные городки и аэродромы – на Земле Александры (архипелаг Земли Франца-Иосифа), в поселке Рогачево на Новой Земле, на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шидта, на острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова). На последнем, к примеру, возведена на вечной мерзлоте база «Северный клевер» где служат 250 человек (в автономном режиме база может существовать 18 месяцев), находятся станция для наблюдения за воздушными судами и комплекс противовоздушной обороны «Панцирь-С1». Ещё в 2015 году специально для арктических условий была создана 80-я отдельная мотострелковая бригада. Для её комплектования командными кадрами в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (ДВОКУ) в городе Благовещенск был создан факультет арктической и горной подготовки, Первый курс офицеров-«арктиков» уже окончил обучение в училищ и вскоре прибудет в войска. На вооружении бригады имеются бронетранспортеры с широкими гусеницами САУ «Гвоздика» арктической проходимости. Арсенал подразделений усилен зенитно-ракетными комплексами «Тор-М2ДТ», зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-СА». Понятно, что уходить из Арктики Россия не собирается, а с учетом важности Северного морского пути и необходимости защиты своей территории будет только расширять свое военное присутствие в регионе. И людей в погонах армии РФ там значительно больше, чем «аборигенов» этих мест – белых медведей. Из истории можно вспомнить, что официально Арктика стала нашей 15 апреля 1926 года – после постановления Президиума ЦИК СССР, которое сыграло важную роль в последующем освоении этой полярной части земли. Процитируем этот исторический документ: «Объявляются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной правительством Союза ССР территории каких либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе». И если какое-то время Арктика была практически бесхозной, и ее спокойствие нарушали разве что полярные экспедиции (большей частью российские), то в последние годы вокруг темы белого безмолвия льдов возник нездоровый ажиотаж. Выяснилось, что Арктика является потенциальным месторождением углеводородов, запасы которых в остальных частях планеты не бесконечны. Плюс Северный морской путь, безраздельно принадлежащий России еще с советских времен, который становится более близким для поставок товаров из Китая, Индонезии, Австралии в Европу. Догадайтесь с первого раза, кому все эти преимущества Арктики показались привлекательными? К гадалке не ходи ­– США всячески пытаются вторгнуться в арктический сектор и взять его под единоличный контроль. Нынешний интерес к Арктике вызван и тем, что она чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. По мнению исследователей здесь залегает 13 процентов от мировых неразведанных запасов. В Баренцевом, Печорском и Карском морях выявлено более 200 перспективных залежей нефти и газа. В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней. Новости мира: Все союзники по НАТО просят США не выходить из Договора по открытому

Не для слабаков: Русских людей в погонах в Арктике больше, чем белых медведей
© Свободная пресса