Герой Советского Союза Николай Гусаров 20 лет был простым рабочим на Кучинском комбинате
Будущий лётчик родился 4 декабря 1917 года в деревне Новосёлки, ныне Колпянского района Орловской области, в большой крестьянской семье: у него было два брата и сестра. Окончил семилетку и два курса Орловского семеноводческого техникума, получив специальность селекционера. Планировал работать в родном колхозе, но в 1936 году по специальному набору ЦК ВЛКСМ был призван в ряды Красной армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова. Это военное лётное училище было одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, ВВС СССР и РФ с 1910 по 1998 год. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны и стремительного приближения фронта, школа была переведена в город Красный Кут Саратовской области и начала усиленно готовить лётчиков для фронта. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза. По окончании училища Н.М. Гусаров служил в частях ВВС Киевского особого военного округа, принявшего главный удар врага на рассвете 22 июня 1941 года. Война застала его в городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в составе 12-го истребительного авиаполка. «К боям он был готов — ещё до войны славился как меткий стрелок, — пишет в своём очерке о Герое известный балашихинский краевед Алексей Галанин. — Снайперское мастерство лётчика было отмечено наградой: именными золотыми часами от Маршала Советского Союза С.М. Будённого… «22 июня 1941 года в три часа утра командиру полка позвонил командир дивизии Демидов и посоветовал не спать», — писал о событиях тех лет фронтовой корреспондент Л.В. Козлов. Командир 12-го истребительного авиаполка П.Т. Коробков всё понял: на своём ястребке несколько раз низко пролетел над городом, таким образом подавая условный сигнал тревоги, отдал приказ поднять лётный состав, который остался на воскресенье на аэродроме, рассредоточить и убрать с лётного поля боевые машины». В первый же день войны Николай Гусаров сбивает первый немецкий самолёт. Дальше – больше. Урожайным для него становится август 1941 года: 13-го сбит «мессер», 14-го – «юнкерс», 29-го – «хейнкель», — почти все представители авиапарка тогдашнего люфтваффе. Это вдохновляет молодого капитана, да и многие начинают понимать, что врага можно бить, что называется, и в хвост, и в гриву. Сначала Н.М. Гусаров летает на И-16, а с декабря 1941 года — на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. Три победы в сентябре 1941 года, затем ещё шесть, — на Крымском фронте и в районе Осташкова. А 5 июля 1943 года состоялся знаковый в судьбе Н.М. Гусарова воздушный бой, после которого в ноябре того же года Николай Михайлович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3235). Это случилось над станцией Поныри (Курская область). Прикрывая наши войска и уже сбив один вражеский истребитель, Гусаров на самолёте Ла-5 погнался за вторым — ФВ-190, который ушёл вниз под облака. Пробив облачность, столкнулся с самолётом противника и не раздумывая пошёл на таран. Нашего лётчика при ударе выбросило из кабины. У самой земли он сумел открыть парашют и попал в медсанбат с лёгкой контузией. Немецкий лётчик погиб. Всего же в первый день Курской битвы, когда противник обрушил на наши войска всю мощь сухопутных и авиационных группировок, только в частях 16-й Воздушной армии лётчики трижды таранили самолёты врага. Кроме Николая Гусарова это сделали Капитан Н. Сидоров (погиб при этом) и младший лейтенант В. Поляков. К ноябрю 1943 года майор Н.М. Гусаров совершил 432 боевых вылета, в 69 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 11 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 14 групповых победах). В июне 1944 года 486-й авиационный полк перебазировался на передовые аэродромы, которые располагались в 25-30 км от врага. Противник имел мощную оборону. Его авиация вела усиленную разведку позиций наших войск, используя высокоманевренные самолёты FW-189, в наших войсках называемых «рамой». Эти машины не только вели разведку, но и корректировали огонь своих орудий. Командиры наземных частей нередко просили авиаторов: помогите избавиться от «соглядатая». Однако сбить «раму» было далеко не просто. Было принято решение в район барражирования «рамы» подлетать на малой высоте (это обеспечивало внезапность их появления), затем, имея преимущество в скорости, с набором высоты вести прицельную стрельбу. На другой день капитан А.И. Гирич и майор Н.М. Гусаров с ведомым старшим лейтенантом Телегиным сбили два самолёта FW-189. Противник стал осторожнее использовать эти машины для корректировки стрельб, сократил район их барражирования. В январе 1945 года начались тяжёлые бои по освобождению Будапешта. Для помощи окружённой Будапештской группировке немецкое командование организовало «воздушный мост» — на самолётах Ju-52 сюда подбрасывались подкрепления, боезапас и продовольствие. Лётчики 486-го авиаполка вместе с другими авиаторами начали охоту за «воздушными извозчиками». Вскоре майоры Н.М. Гусаров и А.И. Гирич, а несколько позже и командир эскадрильи Полеев, сбили по одному Ju-52. 7 мая 1945 года началась Пражская операция Советских войск. В этот день Герой Советского Союза Н.М. Гусаров вновь пополняет счёт своих боевых побед. Николай Гусаров встретил День Победы в Чехословакии. За время войны он совершил 501 боевой вылет, сбил не менее 30 самолётов. (М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 14 групповых побед). После окончания войны Николай Михайлович продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1955 года полковник Н.М. Гусаров в запасе по состоянию здоровья. Жил в Железнодорожном. Имея, как ветеран войны, да ещё и Герой Советского Союза, все возможности пойти по административно-бюрократическому пути, в 1959 году он устраивается рабочим на Кучинский керамический комбинат. 20 лет, до конца своих дней, Николай Михайлович работал обжигальщиком на Кучинском комбинате керамических облицовочных материалов в цехе пеностекла. Ушел он из жизни 3 сентября 1979 года. Похоронен в Балашихе на Пуршевском кладбище. Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Колпны (Орловская область). В 1995 году на здании АО «Керамкомбинат» установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза рабочем Н.М. Гусарове. Святослав Коновалов
О боевом пути командира дивизии имени Ф.Э. Дзержинского Александра Епанчина