Ещё

Когда появилась первая атомная подлодка 

Когда появилась первая атомная подлодка
Фото: Парламентская газета
66 лет назад, 21 января 1954 года, на воду была спущена первая в мире атомная подводная лодка — ее назвали в честь «Наутилуса» . Еще через восемь месяцев она была принята на вооружение ВМС .
Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще , была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. Там идет речь о подводной лодке «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки.
При длине 97 метров и ширине 8,2 метра, американская подлодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой — до 20 узлов. «Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.
Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В  попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом, но император умер, успев увидеть лишь сделанную модель такого сооружения.
Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим — для движения под водой. К двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей, 105 эсминцев, 33 субмарины.
Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности, делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.
Сегодня пять стран — Россия, Китай, США, Великобритания и Франция — используют больше ста атомных подводных лодок.
Несколько занятных фактов. Создатель первого парохода Роберт Фултон обратился к французскому императору Наполеону с готовым проектом подводной лодки, но сперва понят не был, а после и сам отказался раскрывать детали проекта. О чем Бонапарт, будучи сослан на остров Эльба, пожалел: подлодка вполне сгодилась бы для побега.
Русский подводный флот отсчитывает свою историю от 1903 года. Именно в этом году спущена на воду подводная лодка «Дельфин» — первая российская субмарина, принятая флотом на вооружение. Это был как раз тот случай, когда помогло несчастье: русское вело переговоры о покупке подводных лодок с американской фирмой, но не сошлись ни в количестве, ни в цене. Тогда Морское ведомство создало комиссию из трех человек для проектирования ныряющих миноносцев. В нее вошли Иван Бубнов, и Михаил Беклемишев.
Современная подводная лодка имеет один, как большинство американских субмарин, или два — как отечественные подлодки — корпуса. На каждой подводной лодке множество цистерн: для хранения топлива, питьевой воды и главное, для погружения. По закону Архимеда, для того, чтобы тело полностью погрузилось в воду его вес должен равняться весу вытесненной им воды. Чтобы выполнить архимедов закон, подводная лодка принимает балласт — воду в цистерны. Для всплытия балласт продувается — воду вытесняют из цистерн сжатым воздухом.
Видео дня. Чиновника-хама в Ярославле ждет служебная проверка
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео