Новая китайская подлодка не станет шедевром ВПК

Китай — крупная военная держава, но, как и многие другие сферы ее промышленности, военная также основана на копировании технологий других стран. Строительство подводных лодок в Китае все еще работает по догоняющей модели. Разрабатываемая в настоящее время атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 096 (класс Tang) является китайским эквивалентом американской подводной лодки класса Ohio, производившейся с 1981 по 1997 год. Подводная лодка проекта 236 «Великая стена» ВМФ Китая на международном военно-морском параде в акватории города Циндао. Анна Раткогло / РИА Новости Конструкция Подлодки проекта 096 будут больше, чем подлодки предыдущего класса 094, и будут нести большее количество ракет, но в остальном иметь обычную конструкцию. Так, длина новой подлодки составит около 150 метров (094 — 135 метров), ширина — около 20 метров (094 — 12,5 метров). Оценки подводного водоизмещения разнятся от 16 до 20 тыс. тонн (11 тыс. тонн 094). Для сравнения: российская подлодка типа «Борей» — 24 тыс. тонн. Кроме того, поскольку в конструкции корпуса используется высокопрочная легированная сталь, лодка сможет достигать глубины 600 метров. Гидродинамика Последние несколько десятилетий гидродинамической эволюции подводных лодок привели к появлению корабля в форме вытянутой капли с двойным корпусом с беспрепятственной обшивкой. Принципы гидродинамики подводной лодки стали напоминать аэродинамику самолета, и это не случайно. Подводные маневры лодки очень похожи на полет самолета. Она ныряет, поднимается, наклоняется и поворачивается посредством управления поверхностями. Управляющие поверхности представляют собой вертикальный руль в кормовой части и горизонтальные плоскости погружения впереди и сзади. Есть также фиксированный плавник направления, обычно упоминаемый как Fairwater, или просто парус. На внешнем корпусе в носовой части размещается основная гидроакустическая аппаратура, которая образует обтекаемую форму. В параллельном среднем корпусе сосредоточено все оборудование, необходимое для управления, остойчивости, движения и систем вооружения. Задний конец внешнего корпуса сужается к точке, обеспечивая гидродинамически эффективный путь потока к кормовым плоскостям управления и гребному винту. Вооружение Вооружение подлодки будет включает 6 533-миллиметровых носовых торпед, 24 акустических торпеды с пассивной системой самонаведения. Ожидается, что подлодка 096 будет нести до 24 баллистических ракет JL-3 с дальностью около 11 тыс. километров по сравнению с 12 ракетами JL-2 дальностью до 9 тыс. км на предыдущем классе подлодок. Количество баллистических ракет и дальность их полета, опять же, близки к подлодкам «Огайо» и ракетам «Трайдент II». Энергетическая установка На новых подлодках будет установлена новая интегрированная электрическая двигательная установка (IEPS), которая будет трансформировать мощность двигателя не только на движение подлодки, но и на электрификацию систем жизнеобеспечения и вооружений подлодки, что, собственно, копирует инженерные идеи американской подлодки «Огайо». Как и у американской подлодки, силовая установка будет основана на двухконтурном водяном ядерном реакторе с двумя паровыми турбинами и циркуляционными насосами. В целом она уже не самая эффективная и компактная, но ее конструкция все еще безопасна и надежна. Конечная цель разработки новой двигательной установки направлена на решение проблемы развертывания на борту высокоэнергетического радиочастотного оружия, требующего большого объема электроэнергии. Шумность как основная проблема Наиболее неприятной проблемой является шумность подводной лодки. Для ее решения предпринимаются значительные усилия. Судно обшито специальным покрытием, используются амортизаторы в источниках шума, а в корпусе корабля — высокопроизводительные глушители. Однако основной шум идет от насосов, обеспечивающих циркуляцию жидкости-теплоносителя в энергетической установке. Насос установки имеет кольцевой электродвигатель, который вращает лопастной ротор внутри полости насоса для создания тяги. Конструкция снижает уровень шума путем удаления вала и создания меньшего количества пузырей воды, что делает насос тише. Эти технологии заимствованы у американских и британских подлодок; они позволяют шуму подлодки снизиться до 95–100 дБ, что значительно ниже подводной лодки проекта 094 — 115 дБ. Однако эти цифры не лучше советской подлодки 1980-х годов проекта 971 «Щука-Б», где шумность составляет 90–110 дБ. Брайан МакГрат — управляющий директор военно-морской компании FerryBridge Group — считает, что программа атомных подводных лодок Китая отстает от других программ военно-морской промышленности по двум основным причинам. Во-первых, в течение 20 лет проектирование и строительство атомных подводных лодок просто не было приоритетом. Вторая причина связана с первой: проектирование и строительство атомных подводных лодок является крайне сложной технической задачей. Для успешного строительства подлодок потребуется время, ресурсы и, скорее всего, усиленная программа промышленного шпионажа. Тем не менее, несмотря на технологические копирования зарубежных подлодок, по сравнению с уже развернутыми подводными лодками 092 и 094 подводная лодка проекта 096 действительно имеет улучшенные характеристики. Это будет самая большая, самая тихая и наиболее вооруженная подводная лодка, которую когда-либо строили ВМС Китая. В подлодках 096 Китай исправил многие конструктивные недостатки: улучшены акустические датчики, бортовые системы, мощность двигателя, системы, обеспечивающие живучесть подводной лодки. Впервые о подлодке 096 было сообщено в эфире центрального телевидения Китая в 2013 году. Ранее сообщалось, что подлодка могла выйти в море в 2014 году, однако до сих пор подлодки нет. Минобороны США предполагает, что производство подводной лодки проекта 096, вероятно, начнется в начале 2020-х годов. Какое количество подлодок будет построено, точно не ясно (предположительно, от 4 до 8). 6–8 подлодок дадут возможность китайскому флоту поддерживать несколько судов на непрерывном патрулировании в море. Однако многое зависит от того, сместит ли Китай свою общую ядерную стратегию с минимального сдерживания на активное стремление к безопасному ответному удару, а также от того, решит ли Китай производственные проблемы, с которыми в свое время сталкивалось строительство подлодок проекта 094. По оценкам, строительство 8 подлодок потребует от $38 до $46 млрд в течение 10 лет. Однако неясно, будет ли китайское руководство вкладывать такие значительные ресурсы, жертвуя финансированием модернизации других программ ВМФ.

Новая китайская подлодка не станет шедевром ВПК
© Инвест-Форсайт