Войти в почту

На дне: кто и что находит в затонувших кораблях

СИМФЕРОПОЛЬ, 23 ноя - РИА Новости Крым, Наталья Дремова. У берегов Крыма лежат тысячи затонувших кораблей — от античных и византийских судов до погибших во время войны транспортов, "сторожевиков", пароходов, подлодок. Где-то в районе мыса Лукулл должно быть и последнее пропавшее без вести в Черном море судно — сейнер САОР-3. Судьба его с 1996 года неизвестна. По одной из версий, корабль подорвался на пойманной сетями глубинной бомбе или мине времен Великой Отечественной. А еще на дне находятся десятки, если не сотни самолетов. Место, где находят амфоры В украинские времена все, что лежало на доступных глубинах, привлекало внимание мародеров. Сувениры с морского дна — от тарелок из корабельных сервизов до приборов из рубок самолетов - были ходовым товаром. Да что там тарелки — тащили орудия и технику! Тринадцать лет назад дельцы из Николаева разрезали на металл и продали эсминец "Фрунзе", затонувший в Каркинитском заливе в сентябре 1941 года. Никто, конечно, разрешения не давал — тем более, в том последнем походе погибло 160 человек экипажа. Мародеры действовали быстро и нагло. И, видимо, имели покровителей. В украинские времена у мыса Тарханкут на небольшой глубине был обнаружен штурмовик Ил-2. За два месяца, пока собиралась экспедиция по его подъему, охотники за металлом разрезали и утащили почти весь самолет. Подводным археологам достался только хвост… На знаменитой севастопольской Горке, где торгуют "вещами с историей", и сейчас можно встретить изъеденные морем пуговицы и пряжки, оболочки снарядов, черепки античных амфор. Предметы более ценные, например, личные вещи вроде часов, планшеток, наград, сюда не несут. Для этого есть закрытые форумы для любителей раритетов. Карта самых известных подводных объектов. На самом деле лежит на дне на порядок больше Подводная карта для всех и специалистов Примерно с 2015 года в Крым зачастили различные поисковые экспедиции, нацеленные на подводные объекты времен Великой Отечественной. В сентябре этого года, например, военные водолазы подняли с румынского транспорта "Santa Fe" артиллеристскую установку, еще одну планируют извлечь в следующем году. А куда девается все это? Условно все подводное наследие делится на то, что относится к археологии, возрастом старше ста лет, и остальное. Для подводных археологов, пояснил замдиректора по научной работе Черноморского Центра подводных исследований Виктор Вахонеев, действуют те же требования, что и их коллег на суше. Они должны обосновать, почему хотят обследовать то или иное судно, обязаны вовремя предоставлять отчеты, а все находки направлять в крымские музеи. Так же обязаны поступать и экспедиции, приезжающие из-за пределов Крыма: результаты должны переходить музеям полуострова. "А вот затонувшие корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны являются собственностью Министерства обороны РФ, — пояснил Виктор Вахонеев. — Ведомство сейчас по всей стране создает парки "Патриот", есть такие, например, в Москве, Севастополе. Они могут на свое усмотрение выбрать место для работы, конкретный объект, поднять вещи с него, увезти туда, куда посчитают нужным. То же самое с поисковым движением России. Они передают находки в музеи, но по своему усмотрению выбирают, куда именно. Тем более что сдать, например, самолет в какой-то обычный музей невозможно — требуется не только место, но и реставрация, консервация. Это могут обеспечить военные музеи". Вместе с боевыми кораблями на морское дно ушло немало оружия и боеприпасов. Поэтому без специалистов по разминированию приближаться к таким судам не стоит. Не так уж редко механизмы в выброшенных морем боеприпасах находились в отличном состоянии и были готовы сработать. На базе Севастопольского госуниверситета скоро начнется работа по созданию геоинформационной системы подводного культурного наследия в акватории Черного моря, рассказал Вахонеев. Там будет собран весь материал, связанный с подводной археологией, - от карт до данных археологических исследований. И можно будет делать какие-то выборки: например, о немецких самолетах, о средневековых судах, о погибших, но не найденных на известных координатах и так далее. Фрагменты кораблей и самолета, затонувшие у берегов КрымаКак уточнил ученый, существовать такая информационная база будет в двух вариантах. "Подводная карта" в открытом доступе станет доступна в обобщенном виде. А вот закрытый вариант - с точными координатами, местами разведок, новыми находками - предназначен для специалистов. Карта самых известных подводных объектов. На самом деле лежит на дне на порядок больше "Страна у нас огромная, есть сотни тысяч дайверов и водолазов с достаточным опытом работы на приличной глубине, — пояснил Вахонеев. — Место новой находки неизбежно привлечет как тех, кому просто любопытно осмотреть ее, так и желающих что-то поднять. Ведь все тут: тарелочки, чашечки, компас, машинный телеграф, оружие… Такое "внимание" нам точно не нужно". Работа спасателей на БПК "Отважный""Отважный": 45 лет трагической странице истории Черноморского флота >>https://crimea.ria.ru/authors/20190829/1117227224.htmlПока специалистам известно о примерно 2 тысячах подводных объектов. Изучены около сотни. Из них два-три десятка — археологами. Не найдены сотни и тысячи - главным образом корабли, погибшие в античное и средневековое время. Фрагменты кораблей и самолета, затонувшие у берегов Крыма Самолеты уплывают Военного историка Сергея Ченныка, горячего почитателя советских штурмовиков Ил-2, больше всего волнует ситуация с самолетами. У берегов Крыма их погибло немало. Какие-то разграбили в украинское время, какие-то уже в российском Крыму извлечены из моря и… увезены за пределы полуострова. "Перед началом строительства Крымского моста начались поиски в Керченском проливе, я был, мягко говоря, удивлен тем, что происходило, — говорит историк. — Приезжали экспедиции с московскими адресами, завозили кучу техники, поднимали то, что хотели — и увозили за пределы Крыма". Куда? Один из поднятых Ил-2 — в Дагестане. За штурвалом этого самолета сидел герой Советского Союза, уроженец Дагестана Юсуп Акаев. В том бою, когда был сбит штурмовик, экипаж спасся, около восьми часов летчики провели в шлюпке в Керченском проливе, были подобраны нашим катером. Краснодарские поисковики подняли со дна Керченского пролива самолет ИЛ-2 времен Великой Отечественной. 26.08.2015"Самолет лег на дно почти целенький, и то, какой мемориал создали в Махачкале с прекрасно отреставрированным самолетом, - пример для нас, — говорит Ченнык. — Вокруг много других примеров. Я познакомился с легендарным Борисом Осетинским — человеком, который разыскивает сбитые во время войны самолеты, восстанавливает их, ставит на крыло. Я очень хотел бы, чтобы как-нибудь 9 мая его самолеты прошлись над Севастополем… С ним мы разговаривали о судьбе самолетов, извлеченных из воды". Как поднимали со дна Черного моря штурмовик Ил-2 времен войны: видео https://crimea.ria.ru/video/20160727/1106422216.htmlОтреставрированный фюзеляж ещё одного штурмовика - его пилотом был младший лейтенант Александр Ударов - сейчас находится в филиале парка "Патриот" в подмосковной Кубинке. Два штурмовика (один с останками погибшего экипажа) оказались в Геленджике. О планах на один из них рассказали три года назад: отреставрировать и поставить в качестве памятника освободителям Крыма. Это было три года назад. Видимо, еще реставрируют... Ченнык не первый год пытается заинтересовать крымские власти созданием музея Ил-2. Был бы он — и хотя бы несколько погибших в море самолетов осталась бы в Крыму. От духов до презервативов Соленая вода милосерднее всего относится к керамике, фарфору, фаянсу, в общем, всему, что изготовлено из глины. Металл и дерево сохраняются хуже. Почти нет шансов у ткани, а вот бумага иногда, пролежав десятки лет, а то и век, в воде, остается целой. Фрагменты кораблей и самолета, затонувшие у берегов Крыма Специалисты Черноморского центра морских исследований сталкивались уже с такими случаями. Например, были извлечены инструкции и другие документы с погибшего во время Первой мировой войны корабля "Лейтенант Зацаренный". В коллекции музея центра есть страховой сертификат на якорь и цепи, датированный 1867 годом. Документ был найден в сейфе парохода "Генерал Коцебу". Корабль затонул в 1895 году — у мыса Тарханкут столкнулся с другим пароходом. В разное время любители сувениров поднимали газеты, документы, книги. Но неизвестно, удалось ли им сохранить свои находки: высохнув, такие бумаги просто рассыпаются. Дайверы рассказывали, что в числе "трофеев" с кораблей Второй Мировой оказывались флаконы с одеколоном, бутылки с алкоголем. С немецкого транспорта "Wolga-Don" как-то вынесли коробочку с неразборчивой надписью. В ней оказались… презервативы. С виду даже неповрежденные. А вот рассказы про находки вроде амфор с вином и оливковым маслом, найденные дайверами или поднятые рыбацкими сетями, — "завлекалово" для туристов. Тысячи лет такое сохраниться не может. Сейчас к затонувшим кораблям и самолетам могут спускаться не только люди, но и управляемые аппараты. Доступны большие глубины, где уже находится "мертвый", сероводородный слой. А вот как в нем сохраняются "подводные сокровища", еще только предстоит выяснить. Поиски затонувших картин Айвазовского\: видео

На дне: кто и что находит в затонувших кораблях
© РИА Новости Крым