Тихая война. «Архипелаг» - «Селигер» - Военная гидронавтика страны начиналась на Балтийском море

Начало Есть в Министерстве обороны самое закрытое управление – Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ). О его деятельности не известно практически ничего. Известна лишь фамилия начальника ГУГИ – это вице-адмирал Алексей Витальевич Буриличев. ГУГИ было сформировано в 2000 году на базе 19 Центра Министерства обороны. Вот в этом центре и зарождалась отечественная военная гидронавтика. 60-е годы ХХ века. Человечество начинает осваивать космос и глубины Мирового океана. Сначала это были гражданские энтузиасты, такие, как всемирно известные Жак Пикар и Жак Ив Кусто. Но, к сожалению, наш мир устроен так, что любые технические достижения сразу интересуют военных. Не стал исключением и Мировой океан. До середины ХХ века считалось, что всё, что находится на глубине свыше 60 метров (а это глубина, на которую могут погрузиться водолазы и аквалангисты), похоронено навсегда. Если новый самолет терпел крушение над морем, где глубина была 1 000 – 2 000 метров, военные были спокойны – его никто не поднимет. Если подводный кабель связи пролегал по дну океана на глубинах свыше километра – считалось, что разговоры по такому кабелю прослушать нельзя. Человек физиологически не может работать на больших глубинах только в водолазном костюме. Но появляются новые технологические возможности, и глубины в несколько километров стали доступными. Военных это заинтересовало сразу. Только в конце ХХ века американские и советско-российские средства работы на больших глубинах станут похожи. В начале пути, всё определялось фантазией разработчика. 19 января 1963 года в Москве была сформирована в/ч 90802. передислоцированная в следующем году в Ленинград. Минсудпром СССР выдал техническое задание ленинградскому ЦКБ-18 на проектирование обитаемого глубоководного аппарата с глубиной погружения шесть километров. Вот эти две организации, а также созданный в 1965 году для координации работ 19 Центр Министерства обороны и стояли у истока отечественной гидронавтики. Инженеры поняли, что создать в то время (середина 60-х годов ХХ века), управляемый автономный глубоководный аппарат с глубиной погружения до 6 километров - нереально. Была предложена оригинальная схема, которую воплотили в металл. Комплекс «Селигер» служил до появления атомных подводных станций 1 ранга. Комплекс состоял из двух основных частей – дизель-электрической подводной лодки, выполняющей функцию носителя и буксировщика и буксируемого аппарата, называемого наблюдательной станцией. Работал «Архипелаг» -»Селигер» следующим образом. Подводный аппарат пристыковывался к подводной лодке-носителю. Лодки, участвующие в проекте, специально дорабатывались. Лодка приходила в нужный район Мирового океана, экипаж переходил с борта подводной лодки в буксируемую наблюдательную станцию. Аппарат отстыковывался от лодки, и она начинала его буксировку.. В конечном итоге, выходили на режим, когда лодка шла под водой, а наблюдательная станция проходила над самым дном. Гидронавты через иллюминаторы наблюдали за донной поверхностью. Когда находился интересный предмет, с помощью манипуляторов его поднимали со дна. Если работа производилась на небольшой глубине, был предусмотрен выход аквалангистов из наблюдательной станции в воду. Упомянутое нами двойное название «Архипелаг» - »Селигер» объясняется следующим образом. Опытные экземпляры – их было построено три, на которых проходили испытания, назывались комплексом «Архипелаг», а серийные, доработанные – их было построено тоже три – назывались комплексом «Селигер». Архипелаг Конструкторам пришлось решить много технических и технологических задач. С подводной лодкой – носителем и буксировщиком было проще. После окончания Великой отечественной войны в СССР оказались новейшие немецкие подводные лодки и документация на них. На тот период немецкое подводное кораблестроение было передовым. Используя эту документацию, в СССР были разработаны и запущены в серию два типа подводных лодок – средняя лодка проект 613 (было построено 215 единиц) и большая лодка проект 611 (было построено 26 единиц). Большие дизель-электрические подводные лодки проекта 611 (по классификации НАТО “Zulu”) имели большую дальность плавания. В варианте усиленного запаса топлива дальность плавания экономичным ходом лодки 611 проекта составляла 22 000 морских миль (40 700 км)! Некоторые западные эксперты называли эти лодки «Длинной рукой Москвы». Но в середине 60-х годов на вооружение стали поступать атомные подводные лодки, и лодки 611 проекта стали переоборудовать под другие цели. Часть лодок переделали в подводные ракетоносцы, часть – в опытовые подводные лодки, а три лодки были переоборудованы по проектам 611РЕ (одна лодка) и 611П (две лодки) для работы с глубоководной техникой. После модернизации лодки изменили названия. До модернизации лодки обозначались буквой Б (большая) и порядковым номером, после – буквами БС (большая специальная) и порядковым номером. Суть модернизации состояла в том, что в корпусе лодке была сделана ниша, к которой находился буксируемый аппарат во время перехода. Была добавлена система перехода из лодки в аппарат и спускоподъёмное устройство. Количество торпедных аппаратов и аккумуляторных батарей было уменьшено. С буксируемым аппаратом было сложнее. Его пришлось проектировать с нуля. Конструкторы выбрали самую простую форму – цилиндр со сферическими наконечниками. Экипаж наблюдательной камеры состоял из трех гидронавтов. Расчетное время работы экипажа в наблюдательной камере составляло трое суток, максимальное по запасам кислорода – шесть суток. В наблюдательной камере были свои аккумуляторы и небольшие электродвигатели с гребными винтами, позволявшими камере немного маневрировать. Первой базой гидронавтов стал Кронштадт. Это потом, когда появятся атомные глубоководные станции 1 ранга, местом базирования станет Кольский полуостров. А начиналось всё на Кронштадтском морском заводе (КМОЛЗ), где были модернизированы три лодки-носителя и созданы три наблюдательные камеры комплекса «Архипелаг». Степень секретности была абсолютной. Достаточно сказать, что легендой прикрытия модернизации подводных лодок была информация, что лодки модернизируются под нужды аквалангистов-диверсантов! Начались испытания комплекса «Архипелаг». Первое испытание прошло еще в 1967 году, когда с лодки БС-69 наблюдательная камера была опущена в Балтийское море в проливе Бьёркезунд у острова Березовый. Это испытание было тестовой проверкой, глубина была около 30 метров. За первым испытанием последовало второе, у Лиепаи, на глубине 200 метров. И это испытание закончилось успешно. Было также проведено испытание на штатную автономность. Гидронавты провели в камере, выполняя учебные задачи, трое суток. Испытатели стали готовить экспедицию в Атлантический океан для глубоководного погружения. В состав экспедиции кроме подводной лодки и наблюдательной камеры входили гидрографическое судно «Створ» и спасательный буксир СБ-38. От не прошеных наблюдателей экспедицию прикрывали эсминцы Балтийского флота «Бывалый» и «Настойчивый». В ноябре 1967 года, несмотря на сезон штормов, экспедиция вышла в Атлантический океан. 22 ноября наблюдательная камера с тремя испытателями-гидронавтами ушла под воду. Погружение на расчетную глубину прошло без замечаний, но потом вышел из строя датчик натяжения троса, связывавшего подводную лодки и наблюдательную камеру. Была отдана команда БС-69 на всплытие. Наверху бушевал ноябрьский шторм. В течение суток аквалангисты из экипажа подводной лодки пытались распутать трос. Шторм достиг 6-7 баллов. Гидронавты приняли решение об аварийном всплытии. Трос был перерублен, и наблюдательная камера всплыла в 7-ми балльный шторм. СБ-38 во время маневра подхода к всплывшей камере ударил её своим корпусом. В течении светлого времени суток корабли экспедиции пытались взять на буксир наблюдательную камеру с гидронавтами. За всеми работами сверху наблюдал американский разведывательный самолет Р-3С «Орион». Наступило темное время суток. Было принято решение о эвакуации гидронавтов из камеры. После эвакуации гидронавтов, камера с открытым люком затонула в Атлантическом океане. Экспедиция, потеряв наблюдательную камеру, вернулась в Балтийское море. Разработчики, испытатели, гидронавты, а самое главное, московское руководство, должны были решить, что делать дальше. В наличии было ещё две камеры комплекса «Архипелаг». Одна камера использовалась в Кронштадте на КМОЛЗ как учебная. Будущим гидронавтам необходимо было учебное пособие. Главком ВМФ адмирал Горшков принял два решения. Первое – третью камеру «Архипелага» испытать в Черном море на предельную глубину погружения. Второе – на основе «Архипелага» спроектировать и построить новый комплекс, учитывающий все недостатки предыдущего. Так появился комплекс «Селигер» Чёрное море имеет глубины большие, чем Балтийское. Испытания камеры проводились без экипажа. На глубине в два километра камеру раздавило давление. По результатам этого испытания, адмирал Горшков подписал приказ, разрешающий эксплуатацию станции на глубинах до 1 500 метров. Селигер Комплекс «Селигер» благополучно прошёл испытания, и был принят на вооружение. Известно, что в 1970 году «Селигер» без экипажа достиг глубины 3 километра. В 1972 году были завершены ходовые сдаточные испытания в океане, а в 1973 году с экипажем «Селигер» достиг глубины в два километра. На этой глубине «Архипелаг» разрушился. 1 июля 1975 года в Кронштадте был сформирован 160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения, подчинённый непосредственно 19-му Центру Министерства обороны. В состав дивизиона входили подводные лодки БС-69 (проект 611П), БС-82 (проект 611РЕ), БС-91 (проект 611П). плавказарма «Векса» проекта 688, гидрографическое судно «Рыбачий» проекта 861, рейдовая зарядовая станция (для зарядки аккумуляторных батарей) и три наблюдательные станции комплекса «Селигер». БС-69 и БС-91 работали с «Селигером», БС-82 искала подводные кабели связи. Походы лодок с «Селигерами» до сих пор засекречены, и что делали гидронавты в них – неизвестно. Известно лишь то, что 160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения был расформирован 1 декабря 1986 года. Связано это было с тем, что в 1989 году эксплуатация «Селигеров» была завершена. История глубоководных средств первого поколения завершилась. Новая техника и гидронавты стали базироваться на Кольском полуострове. В работе стали использоваться другие решения. Хотя, один из принципов «Архипелага» - «Селигера» был сохранен. Атомные станции имеют автономность при выполнении своих задач, но к «месту работы» их доставляют носители. Это большие атомные подводные лодки, переделанные из подводных лодок, несущих баллистические ракеты. При модернизации лодок, отсек с ракетами вырезается, и вместо него вставляется отсек, в котором находится прикрепленная станция и необходимое оборудование. Заключение В Кронштадте есть один малоизвестный памятник. Гости города не догадываются, что это такое. Большая стальная бочка, выкрашенная красной и белой красками. На самом деле, это одна из наблюдательных камер системы «Селигер». Памятник военным гидронавтам страны.

Тихая война. «Архипелаг» - «Селигер» - Военная гидронавтика страны начиналась на Балтийском море
© Версия