Войти в почту

Надвигающийся «Шторм». Крупнейшие корабли современных военно-морских сил мира

Военно-морские силы США Кто-то может подумать. А зачем все это надо? Ведь последние масштабные и значимые морские сражения происходили во времена Второй мировой войны. И сколько лет уже, к счастью, ничего подобного не происходит.Но не все так просто. Американский адмирал Альфред Мэхэн писал, что «военно-морские силы оказывают влияние на политику уже фактом своего существования». Сейчас просторы морей и океанов бороздят 10 атомных авианосцев и 9 вертолетоносцев, 72 атомные подводные лодки, 85 крейсеров и эсминцев, свыше 3 тысяч единиц авиационной техники. Большинство кораблей ВМС США просто не имеют аналогов в мире. Гигантские плавучие аэродромы, система “Иджис”, морские патрульные беспилотники, 45-узловые фрегаты LCS, подлодки, несущие по 150 крылатых ракет. И это без учета морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Но о них мы поговорим в следующих публикациях, потому что это – особая тема. Авианосные ударные группы На этой картинке представлен типичный вид так называемой Авианосной ударной группы (АУГ). В центре находится авианосец, а по бокам - сопровождающая его «свита». Как правило, это крейсер и стая эсминцев. Иногда в состав АУГ входят подводные лодки и другие корабли сопровождения. Общий состав персонала АУГ может составлять до 7500 человек. Но в центре всего – именно авианосец. Вот как выглядит типичный представитель этого класса обитателей морей и океанов. Вот там, справа отчетливо видна выступающая взлетная палуба, С нее и взлетают самолеты. И тут возникает вопрос. А зачем нужны эти монстры? С кем они собираются воевать на просторах морей и океанов? На воде -ни с кем. Вся эта конструкция нужна всего лишь для доставки суперсовременных систем вооружений к театрам локальных военных действий на суше. И АУГ ярко проявили себя в локальных конфликтах в Афганистане, Ираке, Югославии, вСирии.Американцы сделали так, чтобы все другие страны понимали: если, что, «подарочек» к вам с моря приплывет. И мало никому не покажется. Учитывая еще и то, что под прикрытием авианосной армады могут подойти десантные корабли, которые высадят на сушу живую силу и тяжелую наземную технику. Современные американские авианосцы Так что же представляют собой современные американские АУГ? Их всего девять. А может уже и десять. Дело в том, что ядра первой девятки составляют авианосцы проекта «Нимиц». А последний, десятый (то ли он уже принят на вооружение, то ли только поступит в этом году), - это корабль нового поколения - «Джеральд Р. Форд».Вот как он выглядит. Внешне все эти корабли не сильно различаются, а вот «начинка» у них разная – научно-технический прогресс не стоит на месте. И вот на что еще бы хотелось обратить внимание. На этой фотографии очень хорошо видно устройство авианосца. Видите, слева стоит палубная авиация. Просто стоит и ждет своего часа. А справа, с взлетного полотна, разгоняется и будет взлетать самолет. Если надо – за ним и остальные последуют. У типичного американского авианосца длина – чуть более 300 метров (это три футбольных поля), численность экипажа – 3200 человек (для проекта «Нимиц»), скорость передвижения – чуть более 50 километров в час. Передвигается вся эта махина за счет работы двух атомных реакторов, которые «без дозаправки», т.е. замены отработанного ядерного топлива, могут работать 20 и более лет. Основу вооружений составляют самолеты разных типов. Их число доходит до 90. А еще есть вертолеты, всякие зенитно-ракетные комплексы и так – по мелочи. Цена постройки такой «игрушки», как авианосец,– от 4 миллиардов долларов, А для нового проекта «Джеральд Р. Форд» и поболее будет. Чуть ли не в два раза. Плюс расходы на эксплуатацию – порядка 10 миллионов долларов в месяц. А что в России? Со времен СССР у нас не создавались авианосные ударные группы. Но теперь процесс пошел. На сегодняшний день разработан проект первого российского авианосца «Шторм» специалистами Крыловского государственного научного центра совместно с инженерами Невского проектно-конструкторского бюро. Работы по его реализации планируется начать в 2023 году. Длина этого корабля составит 330 метров. «Шторм» сможет разместить до 90 самолетов палубной авиации, вертолеты, воздушные суда радиолокационного дозора, а также корабельные версии зенитно-ракетных комплексов С-500. На борту этого корабля сможет разместиться до 4 тысяч человек.У корабля будут две палубы для взлета самолетов: с первой самолеты будут взлетать по трамплину, а со второй – с помощью специальной катапульты, которая используются для того, чтобы повысить возможности авианосца забрасывать в воздух сразу больше самолетов. У «Шторма» может быть ядерная энергетическая установка, хотя в существующем проекте это не запланировано. Таким образом, единственный в России авианесущий крейсер « Адмирал Кузнецов» получит «младшего брата». Но, судя по проекту, этот брат будет превосходить «старшего» по всем параметрам. В Советском Союзе сосредотачивали свои основные усилия на создании атомных подводных лодок, как составляющих стратегической ядерной триады. И сегодня именно подводный флот надежней всего защищает Россию с моря и способен противостоять даже АУГ. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Надвигающийся «Шторм». Крупнейшие корабли современных военно-морских сил мира
© Капитал страны