Войти в почту

Не списывают в запас: вторая молодость штурмовой авиации

Москва, 24 августа - "Вести.Экономика" Потребность в использовании специализированной штурмовой авиации привела в середине 1970-х годов к созданию настоящих хитов своего времени – отечественного Су-25 и американского A-10. Спустя полвека по многим причинам для авиаподдержки вместо них используются другие типы самолетов. Однако военные не спешат списывать и «стариков-штурмовиков» в запас, проводя их регулярную модернизацию и подыскивая им равноценную замену. О том, какие задачи готова выполнять старая новая авиатехника в России и за рубежом - в материале журнала "Горизонты". Не списывают в запас Развитие средств авиационной поддержки всегда было тесно увязано с развитием авиационных средств поражения класса «воздух-земля», войсковых средств противовоздушной обороны (ПВО) и способов боевого применения авиации. Например, после Второй мировой войны в 1950-1980-е годы средствами поражения для авиации были неуправляемые бомбы и ракеты. Лишь в конце этого периода начинают широко применяться управляемые авиационные бомбы с телевизионными и инфракрасными головками самонаведения. Средства ПВО того времени – это зенитная артиллерия и первые зенитные самоходные установки. В начале 1960-х на вооружение были приняты первые зенитные ракетные комплексы малой дальности типа MIM-23 Hawk в США и С-125 «Нева» в СССР. При таком вооружении и таком противовоздушном противодействии главным способом боевого применения средств непосредственной авиационной поддержки стало пикирование с высоты 2-3 км с выводом после бомбометания или стрельбы. Причем, все это происходило в зоне эффективного поражения войсковых средств ПВО. Douglas A-1 Skyraider. Фото US Navy Для этих задач поначалу продолжали использоваться поршневые штурмовики, широко применявшиеся еще во время Второй мировой войны. В 1950-х и до конца 1960-х годов оставались в строю такие машины, как советский Ил-10 и американские Douglas A-1 Skyraider и North American OV-10 Bronco. Во второй половине 1950-х и в 1960-х им на смену в США стали приходить реактивные штурмовики: Douglas A-4 Skyhawk, Grumman A-6 Intruder, Ling-Temco-Vought A-7 Corsair II, Cessna A-37 Dragonfly. Некоторые из них оставались в строю вплоть до начала 1990-х. Закат штурмовиков, рассвет штурмовиков В Советском Союзе в определенный момент от штурмовиков вообще отказались. Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1956 года в составе советских ВВС была упразднена штурмовая авиация, полностью уступив место истребительно-бомбардировочной. С конца 1960-х годов в этом сегменте начали использоваться такие самолеты, как Су-17 и МиГ-23Б, а позже – МиГ-27. Их американскими «одноклассниками» были поначалу Republic F-105 Thunderchief и McDonnell Douglas F-4 Phantom II, затем Grumman F-14 Tomcat и General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Позже эти самолеты переименовали в многоцелевые, а затем и в многофункциональные истребители. Сегодня к этому классу относятся и российские машины семейств Су-27 и МиГ-29, и новейший Су-57, и американские McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, Lockheed/Boeing F-22 Raptor, Lockheed Martin F-35 Lightning II. Изменения в названии типа самолетов стали результатом дальнейшего развития авиационных средств поражения. С начала 1980-х до начала 2000-х годов наблюдался устойчивый рост доли применения высокоточного оружия – авиационных управляемых ракет и управляемых авиационных бомб с инфракрасной и телевизионной головками самонаведения. Если в 1991 году американские ВВС в боевых операциях применяли лишь 8 % таких средств поражения, то в 2003-м – уже 68 %. В то же время в качестве средств ПВО стали применяться зенитные ракетные комплексы различной дальности, зенитные ракетно-пушечные комплексы малой дальности, а также переносные зенитные ракетные комплексы. Douglas A-4 Skyhawk. Фото: Wallycacsabre В условиях такого противодействия основным способом боевого применения стал подход на малой высоте, маневр, пикирование с выводом на дальней границе зоны поражения. Такие маневры снижали эффективность огня ПВО. Именно так в тот период применялись многоцелевые и многофункциональные истребители. Этот тип самолетов будет, бесспорно, и далее использоваться для непосредственной авиационной поддержки. С другой стороны, для непосредственной авиационной поддержки стали применять специализированные ударные вертолеты. Они с 1970-х годов оказались наиболее эффективным средством поддержки, обладающим за счет малой высоты и скорости полета высокой точностью поражения живой силы и бронетехники. К ним относятся такие винтокрылые машины, как советские Ми-24 и Ми-28, американские McDonnell Douglas AH-64 Apache и Bell AH-1 Cobra, итальянский Agusta A129 Mangusta, франко-германский Eurocopter EC665 Tiger, южноафриканский Denel AH-2 Rooivalk, китайский CAIC WZ-10. AH-64 Apache. Фото:журнал "Горизонты" С середины 1980-х годов ВВС США также стали использоваться для воздушной поддержки войск специализированные военно-транспортные самолеты Lockheed AC-130U и Lockheed AC-130J, вооруженные 20, 25, 40-мм и даже 105-мм автоматическими пушками. Эти машины были созданы на базе среднего транспортника C-130 Hercules и его модификаций и применялись в условиях слабой ПВО. Надо заметить, что в 1960-е годы роль штурмовой авиации также снизилась из-за начала активного использования таких авиационных средств поражения, как кассетные бомбы. В совокупности с ракетами класса «воздух-поверхность» они оказались эффективнее для поражения наземных целей, чем авиационные пушки штурмовиков. В те годы штурмовики стали постепенно восприниматься военными как слишком узкоспециализированные, а потому, неэффективные машины. Предпочтение отдавалось в первую очередь универсальным, многофункциональным самолетам. В середине 1970-х штурмовая авиация была возрождена и оказалась крайне эффективной, если не сказать – незаменимой для боевых действий в Афганистане. К этому моменту в ОКБ Сухого был создан штурмовик Су-25 (первый полет – февраль 1975 года), оказавшийся востребованным особенно в локальных конфликтах. Он стал первым использовавшимся в боевых условиях представителем такого класса авиации, как специализированные штурмовики. В этом классе помимо «Грача» оказалась еще лишь одна машина в мире – американский Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II (первый полет – май 1972 года). Они обе характеризовались хорошим бронированием, полетом на дозвуковых скоростях, достаточно высокой маневренностью, мощным артиллерийским и ракетно-бомбовым вооружением. Су-25. Фото: Софья Демидова, Михаил Грибовский При этом на обоих штурмовиках изначально не было средств для ведения воздушного боя. В условиях блокового противостояния времен Холодной войны основным назначением для A-10 было уничтожение танков на возможных театрах боевых действий, в первую очередь – советских в Европе. Су-25 был более адаптирован для непосредственной авиаподдержки наземных войск – для уничтожения огневых точек, укрепленных объектов, транспорта и живой силы противника, хотя танки и другие бронированные подвижные цели тоже были для него «по зубам». Лишь позже и Су-25, и A-10 оснастили ракетами класса «воздух-воздух» малого радиуса действия. Отечественные «Грачи» помимо Афганистана участвовали в боевых действиях на Кавказе в 1990-2000-х годах и в Сирии с 2015-го, а также в ряде военных конфликтов в составе зарубежных ВВС. Американские A-10 применялись во время войны в Персидском заливе в 1991 году, в операции НАТО против Сербии в 1999-м, в войне в том же Афганистане начиная с 2001-го и при вторжении в Ирак в 2003-м. Военные давали положительные оценки применению специализированных штурмовиков для непосредственной поддержки наземных войск во всех конфликтах 1980-2010-х годов. Новые времена, новые решения Начало XXI века стало временем новых изменений в методах воздушной поддержки. В 2000-2010-х годах в США продолжался рост доли применения высокоточного оружия с 68 % в 2003 году до 85 % в 2012 году. Из этих средств поражения до 60 % представляли собой недорогие образцы высокоточного оружия, созданные за счет конвертации свободнопадающих бомб в управляемые по программе JDAM (Joint Direct Attack Munition – дословно «Единый (для разных видов вооруженных сил) высокоточный ударный боеприпас») и неуправляемых авиационных ракет в управляемые по программе DAGR (Direct Attack Guided Rocket – буквально «Управляемая ракета для прямой атаки»). Средства ПВО остались прежними, однако повысилась их точность и помехозащищенность. В этой ситуации вновь изменились способы боевого применения авиации для непосредственной поддержки: самолеты теперь атакуют с больших высот вне зоны поражения основных войсковых средств ПВО. Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Фото: Министерство обороны США Например, со второй половине 1990-х годов ВВС США начали использовать в этих целях стратегические бомбардировщики типа B-52 и B-1, оснащенных бомбами типа JDAM с инерциальной системой наведения и с коррекцией по космической радионавигационной системе. Такие самолеты осуществляли боевое применение вообще вне зоны поражения средств войсковой ПВО. Разработка новых образцов высокоточного оружия расширила перечень средств поддержки не только за счет стратегической авиации, но и беспилотных летательных аппаратов. К последним на сегодня относятся дистанционно пилотируемые MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator, применяемых для авиаподдержки с начала 2000-х годов. Изменение в 2000-х годах политического климата в мире – прекращения блокового противостояния и уменьшения вероятности глобальной войны – привело к смещению акцента на боевые действия с иррегулярными формированиями. Для обеспечения непосредственной поддержки при таких действиях было решено вновь создавать дешевые штурмовики на базе учебно-тренировочных самолетов с турбовинтовым двигателем, от которых отказались в конце 1950-х (Ил-10) – начале 1970-х (A-1) годов. Теперь их признали при новых условиях наиболее оптимальными средствами авиаподдержки по критерию «стоимость-эффективность». Так в 1999 году бразильская компания Embraer создала легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano. Изначально он проектировался как учебный самолет для начальной летной подготовки, но затем его доработали до легкого штурмовика. Сотня таких самолетов была поставлена в ВВС Бразилии. В августе 2011 года 35 из них участвовали в масштабной операции в районе границы с Колумбией против незаконных вооруженных формирований, промышлявших оборотом наркотиков, добычей полезных ископаемых, вырубкой ценных пород дерева и торговлей дикими животными. A-29 Super Tucano над Амазонией. Фото: Brazilian Air Force В 2006-2008 годах 25 Super Tucano приобрели ВВС Колумбии. В 2008-2012 годах их успешно применяли в борьбе с партизанскими отрядами леворадикальной повстанческой группировки ФАРК. Еще около 120 машин заказали и получили ВВС 14 стран Латинской Америки, Азии и Африки. А в декабре 2011 года Super Tucano был объявлен победителем тендера ВВС США на легкий самолет поддержки. Его соперником в конкурсе был Hawker Beechcraft AT-6B Texan II, тоже, кстати, созданный на базе учебно-тренировочного самолета T-6 Texan II. 20 закупленных за $355 млн легких штурмовиков получили в США обозначение A-29 Super Tucano. Для сборки самолетов в Штатах Embraer создал совместное предприятие с американской фирмой Sierra Nevada, как того требует американское законодательств в части военных закупок. По официальным данным, стоимость часа налета на A-29 оказалась в 20 раз ниже чем у «полноценного» штурмовика A-10 – $1 000 против $20 000 соответственно. Все эти самолеты были приобретены для ВВС Афганистана. К декабрю 2018 года они были передана афганцам, которые используют их для борьбы с талибами, совершая от 40 до 80 боевых вылетов в неделю. В дополнение к этим двум десяткам машин Афганистан в январе 2016 года заказал у Embraer напрямую еще 26 Super Tucano. В августе 2017 года ВВС США объявили о начале программы испытаний легких штурмовиков для оценки их потенциальных возможностей. Для программы были отобраны опять A-29 и его соперник по тендеру 2011 года AT-6B. Испытания планировалось провести в период с мая по июль 2018 года. Их целью было собрать необходимые данные по боевому применению, эксплуатации, обслуживанию легких штурмовиков и их боевой совместимости с другой военной техникой. Этой информации в дальнейшем должно было хватить для быстрой поставки таких машин без дополнительных тестов. Еще в 2009 году ВВС США оценивали свои потребности в подобном типе самолетов в 100-200 машин. Однако программа испытаний была свернута после того, как лейтенант военно-морских сил США Кристофер Шорт погиб в июне 2018 года: пилотируемый им A-29 потерпел крушение во время тестового бомбометания на полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико. Представители военных объявили, что собранной в предыдущих испытаниях информации уже достаточно. В настоящее время ВВС еще 9 стран рассматривают возможность закупки A-29. A-29 Super Tucano. Фото: US Air Force «В течение неопределенного срока» А что же классические специализированные штурмовики A-10? В 2005 году была начата программа модернизации всего имеющегося парка из 356 таких машин. На них установили современную авионику, позволяющую применять высокоточное оружие. Самолеты, прошедшие эту модернизацию, были переименованы в А-10С. Тогда же было объявлено, что с 2015 года A-10 будут выводиться из эксплуатации, так как задачу непосредственной авиационной поддержки с развитием авиационных средств поражения могут эффективно выполнять широкий спектр других средств. В результате за счет прекращения использования A-10 планировалось сэкономить несколько миллиардов долларов для других программ, имеющих более высокий приоритет. Однако такое решение оказалось спорным и вызвало дискуссию как в кругах военных, так и политиков. Прежде всего, благодаря множеству усовершенствований и замене плоскостей крыла в ходе модернизации, проводившейся с 2005 года, срок службы А-10 мог быть продлен до 2040 года. Кроме того, вызвали сомнения варианты замены штурмовиков другими платформами. В 2007 году ВВС США объявили, что A-10 останутся в эксплуатации до 2028 года, а, возможно, и дольше, когда их, вероятно, заменит новейший истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II (летные испытания F-35 начались еще в октябре 2000 года). Тем не менее, критики таких планов утверждали, что замена A-10 на F-35 была бы «гигантским скачком назад», учитывая боевую эффективность A-10 и высокую стоимость F-35. Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II В 2012 году американские ВВС все же рассмотрели вариант с использованием истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B STOVL в качестве самолета непосредственной авиационной поддержки, однако пришли к выводу, что при планируемом объеме закупок этой машины она не сможет производить требуемое количество самолето-вылетов. В августе 2013 года Конгресс США на совместных с ВВС слушаниях рассмотрел различные предложения замены A-10, в том числе различными вариантами F-35, а также беспилотниками MQ-9 Reaper. Сторонники сохранения в строю штурмовиков утверждали, что броня и пушка A-10 лучше приспособлены для ударов по наземным целям, чем управляемые боеприпасы F-35 и других типов самолетов, которые можно отвести от цели постановкой помех. Говорилось, что командиры наземных подразделений во время боевых операций 2000-2010-х годов часто запрашивали поддержку именно A-10. В проекте бюджета ВВС США на 2015 финансовый год (с 1 октября 2014 по 30 сентября 2015 календарного года) рассматривалась возможность вывода из эксплуатации A-10 и других узкоспециализированных типов самолетов, отдавая при этом предпочтение многофункциональным машинам. Согласно расчетам, приведенным тогда в проекте бюджета, отказ от значительного количества самолетов и поддерживающей их инфраструктуры мог стать единственным способом для значительного сокращения расходов: ожидалось, что в период 2015-2019 годов удастся сэкономить $3,7 млрд. Для обоснования этого плана приводился факт, что в ходе боевых операций начиная с 2001 года многофункциональные истребители и бомбардировщики выполняли 80 % миссий по непосредственной поддержке. Кроме того, ВВС заявили, что А-10 более уязвимы для систем армейской ПВО, используемой вблизи линии фронта. Однако представители Армии США ответили, что использование А-10 оказалось неоценимым для наземной поддержки из-за его разнообразного вооружения и психологического воздействия на противника при скромных потребностях в материально-техническом обеспечении. Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Фото: US Air Force В итоге в августе 2015 года командование ВВС США объявило о планах по разработке нового специализированного самолета для непосредственной авиационной поддержки. ВВС начали изучать проекты, способные прийти на смену А-10. Их планировалось использовать в конфликтах низкой интенсивности, таких как операции по борьбе с терроризмом и региональные войны в странах третьего мира. Руководство ВВС при этом признало, что применение в подобных операциях F-35 для выполнения «повседневных функций» было бы слишком дорогим. Рассматривался широкий спектр платформ – начиная от уже существующих турбовинтовых самолетов Embraer/Sierra Nevada A-29 Super Tucano, Textron Aviation AT-6 Wolverine и Textron AirLand Scorpion, и до более совершенных ударных самолетов, разрабатываемых с чистого листа. Был предложен также вариант создания ударного самолета AT-X, базовой платформой для которого послужила бы одна из машин, предлагаемых на объявленный в марте 2015 года тендер ВВС США по программе создания учебно-тренировочного самолета T-X следующего поколения (27 сентября 2018 года победителем этого конкурса был выбран самолет Boeing/Saab T-X). Наконец, в январе 2016 года ВВС США объявили, что принято решение «заморозить на неопределенный срок» вывод А-10 из эксплуатации. На это решение повлияла не только оппозиция в Конгрессе, но и успешное применение A-10 в 2015 г. в операциях против группировок международной террористической организации «Исламское государство», а также из-за переоценки планов закупки и поставки на вооружение истребителей F-35. В октябре 2016 года управление материально-технического обеспечения (Air Force Material Command) ВВС США вновь перевело линию технического обслуживания A-10 на полную мощность. Наконец, в июне 2017 года было объявлено, что самолет A-10 «... будет оставаться в арсенале ВВС в течение неопределенного срока». СУ-25. Фото: Софья Демидова, Михаил Грибовский «Суперграч» – птица серьезная Сегодня модернизированные штурмовики остаются востребованными в отечественных ВКС. Переоснащение Су-25, выполняемое на авиаремонтных заводах ОАК, позволяет не только продлить срок службы прославленных «Грачей». Эти машины получают новые боевые возможности, присущие авиационной технике поколения 4+. Боевая эффективность модернизированного «Суперграча», как сообщает российское военное ведомство, возросла в три раза. Штурмовую авиацию Южного военного округа (ЮВО) пополнили четыре Су-25СМ3 «Суперграч». Эти новейшие модернизированные самолеты прибыли в одну из авиационных частей 4-й армии ВВС и ПВО, базирующуюся в Ставропольском крае, пролетев более 800 км. «Усовершенствованный Су-25СМ3, используя модернизированную систему наведения, может выполнять пуск ракет или сброс авиабомбы, даже находясь на значительном удалении от заданной цели, или из-за облаков, – говорится в сообщении пресс-службы ЮВО. – Все, что требуется летчику – точные координаты объекта». До конца 2019 года в авиачасть ЮВО в Ставропольском крае планируется еще одна поставка этих модернизированных штурмовиков. СУ-25. Фото: Софья Демидова, Михаил Грибовский Подготовка к использованию Су-25СМ3 в ЮВО началась еще в 2013 году. Летчики, выполнив около 25 вылетов, как днем, так и ночью, отработали вопросы перехвата и воздушный бой с условным противником. Полеты выполнялись одиночно и парами. Кроме того, на высотах от 150 до 3000 м и на скоростях от 300 до 800 км/час опытные летчики выполнили сложные элементы пилотажа, такие как вертикальные, горизонтальные и косые «бочки», боевой разворот, петля Нестерова. Основной задачей тех полетов была выработка единой методики обучения летного состава при освоении самолетов Су-25СМ3, Су-25БМ и Су-25, в том числе выполнения наиболее сложных упражнений курса боевой подготовки. В сообщении Минобороны России отмечалось, что новейший штурмовик Су-25СМ3 способен поражать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные цели без визуальной видимости днем и ночью. «Самолет оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая позволяет запрограммировать конечную точку на карте с точностью до десяти метров, – говорилось в сообщении. – Эта же система позволяет летчикам действовать независимо от наземных служб поддержки. В кабине пилота установлен многофункциональный дисплей. Боевая эффективность модернизированного Су-25СМ3 возросла в три раза». [ВРЕЗКА][DESC]СУ-25. Фото: Софья Демидова, Михаил Грибовский[ВРЕЗКА] «России без такой машины, как Су-25, еще очень долго не обойтись, – пояснил в беседе с телеканалом RT генерал-майор в отставке, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. – Штурмовая авиация позволяет успешно и с минимальными финансовыми затратами вести боевые действия в локальных конфликтах вроде сирийской операции. При этом “Грач” актуален и в случае гипотетической войны с высокотехнологичным противником. Он незаменим для уничтожения малоразмерных целей на линии фронта». «Это - уникальная машина, – поделился своим мнением с изданием “ПолитЭксперт” член совета общероссийской организации “Офицеры России”, член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации эксперт, заслуженный пилот РФ Юрий Сытник. – Этот самолет будет жить очень долго. Как штурмовику и фронтовому бомбардировщику ему нет замены, это просто трудяга, который работает и в горах, и в условиях жары, на севере, где угодно. Машина очень удачная. Новые приборы позволят летчику удобнее ловить цель, он будет лучше видеть свое пространственное положение». Юрий Сытник добавил, что на вооружении ВВС США есть летательный аппарат того же класса, но заметил, что он значительно уступает по своим возможностям российскому штурмовику. Константин Лантратов

Не списывают в запас: вторая молодость штурмовой авиации
© Вести Экономика