Войти в почту

Смотри огромное море, смотри бетонный корабль…

Слова песни Насти Полевой «Летучий фрегат» всплыли в голове сразу, как только Саша из нашей экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье» сказал, что в Выборге находится бетонный корабль и на него очень нужно посмотреть. Сначала мы решили, что это шутка: бетонный…корабль!.. Зачем смотреть на бетонный макет корабля? Потом оказалось, что это вовсе не прикол, а самое настоящее судно, которое когда-то ходило по воде. Судно находится на улице Штурма, как раз напротив замка. Сейчас набережную реконструируют, но, надеюсь, что по завершению работ судно останется на месте, потому что это действительно интересный объект. Вот какая информация о судне выдается по запросу в интернете: «Построен “Бриз” в 1975 году на Кубе в городе Изабелла для рыбфлота СССР. В рыбколхозе вблизи города Выборга таких было еще 3 штуки (рыбколхоз находился в самом начале Сайменского канала), там на берегу так они и стояли на стапелях. Особенности: армацементный корпус, возможность ходить под парусам, неограниченный район плаванья, мокрый трюм для хранения живой рыбы. В 1989-92 годах его арендовали его для проведения подводных археологических экспедиций совместно с институтом материальной культуры российской академии наук. Затонул корабль в ночь с 13 на 14 января 1993 года. В мае 1993 года, когда “Бриз” подняли, в его трюме не было обыкновенного холодильника “Стинол” и были открыты все 4 кингстона. То-есть в голодные девяностые годы корабль утопили ради холодильника». Появление бетонных кораблей связано с тем, что размеры и грузоподъемность кораблей стали увеличиваться после того как появились паровые двигатели. Древесина, из которой обычно делали корабли, не обладал высокой прочностью, была пожароопасна и стоила дорого. Также дорого оказалось изготавливать корабли из стали, а процесс отличался большой трудоёмкостью. В поисках дешевого и технологичного материала судостроители обратили внимание на бетон. В 1855 году на международной выставке в Париже была представлена первая лодка из железобетона, построенная Жаном Луи Ламбо. При её изготовлении инженер соединил металлическую сетку с цементом. В 1917 году настоящей сенсацией стало самоходное железобетонное морское судно (Namsenfijord), изобретенное норвежским инженером Николаем Фегнером. После этого американцами было создано аналогичное судно (сухогруз Faith). А во время Второй Мировой войны американскими конструкторами были созданы 24-е корабля из железобетона и 80 барж. Железобетон имел ряд преимуществ при кораблестроении: корпус такого корабля лучше проходил среди льдов; для ремонта пробоин достаточно залить поврежденный участок бетоном опалубочным способом; бетон не подвергается коррозии, огнеупорен и и его стоимость гораздо ниже металла. Но есть существенные недостатки, которые и положили конец строению кораблей из железобетона: чтобы корабль обладал той же прочностью, что и стальной, толщина корпуса должна быть очень большой, что приводит к большей осадке, судно «сжирает» больше топлива, что сводит на нет всю рентабельность. Бетон легко повредить при ударе, за что моряки прозвали бетонные судна «плавающими надгробиями». Вид с бетонного судна на историческую часть Выборга. В любом случае бетонное судно «Бриз» оказалось одной из самых интересных достопримечательностью Выборга. Когда бы мы еще полезли в интернет читать историю железобетонного кораблестроения?! Организаторы проекта “Открывая Серебряное Ожерелье”: Сообщество Питерских блогеров При поддержке АНО “Серебряное ожерелье России” Инновационный партнер: Технопарк “Политехнический” и Motionpix Цифровой партнер: компания Мегафон Автомобильный партнер: концерн Subaru Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Broomer, Navitel и Проект 111 Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Радио АВТОРАДИО, ИД Комсомольская Правда, Телеканал Город+, Bigpikcha.Ru, Журнал “ШколаЖизни.ру”, Журнал “Современный отель”, Сообщество путешественников , журнал “Линия полета“, портал “Flytothesky”

Смотри огромное море, смотри бетонный корабль…
© BigPikcha.ru