Ещё

Спасите наши души. Почему тайны флота не всплывают на поверхность 

Спасите наши души. Почему тайны флота не всплывают на поверхность
Фото: ИД "Собеседник"
Причины аварии на глубоководном аппарате «Лошарик» в Баренцевом море, где погибли 14 человек, не будут скоро рассекречены. Но эксперты говорят, что под водой и так уже хранится немало секретов, которые вряд ли когда обнародуют.
Спасшимся с АС-31 подводникам может грозить уголовная ответственность
Как попасть на подлодку
Практически единственный способ для простого человека побывать внутри подводной лодки — посетить музейный экспонат субмарины. В московском парке «Северное Тушино» выставлена настоящая подводная лодка Б-396, построенная в 1979 году, выходившая на боевые дежурства с 1980 по 1998 год и в том же году списанная. Только в 2003 году она открыла свои отсеки для посетителей.
— Конечно, из судна было убрано все, что не должны видеть и знать посторонние. Атомный подводный флот — один из самых охраняемых секретов. В советское время история «Лошарика» даже не получила бы огласки. Сегодня другое время, информацию сдержать сложнее, но все равно то, что просачивается — это капля в море, — рассказал «Собеседнику» руководитель движения «Морское братство» Арсений Крицкий.
Подлодка-музей — 90 метров в длину, вмещает несколько отсеков: ЦПУ (центральный пост управления), жилой, торпедный, дизельный, электромоторный, кормовой (в корме корабля, для экстренной эвакуации экипажа).
В гидронавты я б пошел, пусть меня научат
— Все годы после Великой Отечественной войны мы развивали космонавтику и атомный подводный флот. Но если перед в космос летали собаки и манекены, то под водой такого не было. Все испытания проводились и проводятся живыми людьми. По аналогии с космонавтами их называют гидронавтами. Только про них гораздо меньше известно, а работа их не менее сложна и все-таки более опасна. Отбор туда, как для запуска в космос — человек должен обладать отличной физической и психологической подготовкой, так как работать ему приходится на большой глубине, под толщей воды, в замкнутом пространстве и в довольно стесненных условиях. В лодках, где мне удалось побывать, я наблюдал такой дефицит места, что подводники спали на торпедах. Человеку с клаустрофобией — боязнью замкнутых пространств — там делать, конечно, нечего. Прибавьте к этому длительность подводных экспедиций. Никакой голливудский блокбастер — а про подводные лодки снято несколько фильмов — не отражает реалий. Кстати, командир первой в СССР атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» Леонид Осипенко стал Героем Советского Союза раньше Юрия Гагарина, — продолжает Арсений Крицкий.
Легендарный атомоход — на почтовой марке
— Любое ЧП на подлодке сложнее устранить, чем на космическом корабле, — подтверждает морской эксперт . — Ту же дырку в обшивке космической станции залатать можно, а на субмарине она почти гарантированно приведет к гибели.
Справка
В состав ВМФ РФ входят:
13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами
27 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением
19 дизельных подводных лодок
8 атомных подводных лодок специального назначения
1 дизельная подводная лодка специального назначения
Неизвестные подвиги
Арсений Крицкий уже много лет снимает документальные фильмы и записывает воспоминания подводников. И до сих пор делает открытия, узнает факты, которые раньше не звучали.
— На офицерском собрании по поводу юбилея ввода войск в Афганистан один из присутствовавших неожиданно поднял тост за подводников. Я удивился: какие подлодки, там же даже моря нет! И мне рассказали, что, оказывается, одна из лодок охраняла подступы со стороны Индийского океана от американцев. Наши моряки стояли несколько суток, на бессрочном дежурстве, на дикой жаре, находясь в раскаленном металлическом корпусе лодки, который усиливает температуру в несколько раз. Но выстояли. Не зря у подводников самый большой процент награжденных высокими орденами и медалями — этот труд и риск действительно высоко ценятся.
Некоторые факты еще не обрели своего документального воплощения.
— Капитан 1-го ранга в отставке , который издал две книги о своих морских походах, как-то в разговоре со мной признался, что однажды отстрелил винт американской подводной лодке, которая подошла слишком близко, — пересказывает Крицкий.
Но официальная история подводного флота ни про Афган, ни про ранение американской лодки, конечно, не сообщает.
Подводник, капитан 1-го ранга запаса, руководитель экологического центра «Беллона» прослужил во флоте 25 лет, из них проходил под водой 11 лет.
— Первый же мой поход закончился аварией: в концевом отсеке один из матросов, которому, видимо, было скучно нести службу, ковырял отверткой в пульте и нечаянно повернул ключ, подающий в отсек огнегаситель, — рассказывает Никитин «Собеседнику». — Из-за этого возникла экстренная необходимость всплывать. На море был шторм, который сорвал конденсатор. В итоге два матроса получили страшные ожоги — один погиб, второй стал инвалидом. Именем погибшего матроса Рябинина назвали улицу, но за что именно он награжден, знал только узкий круг посвященных. Я, когда позже проводил занятия с подводниками, всегда говорил, что даже одна неисправная лампочка на подлодке может привести к цепи последствий и в конечном итоге к катастрофе.
— Причиной большинства аварий на подводном флоте является человеческий фактор, — подтверждает Арсений Крицкий. — Чаще всего возникают именно пожары, с которыми в условиях подлодки сложно бороться. На первый план выходит борьба за живучесть судна — проблемные отсеки надежно герметизируют с оставшимися внутри людьми, чтобы дым и огонь не перекинулись на остальные помещения. Только так есть шанс спасти саму лодку и хотя бы часть экипажа. Оставшиеся внутри пытаются устранить проблему всеми способами и в итоге или побеждают и тогда стучат, чтобы их открыли, либо погибают.
Катастрофы под водой
Самые тяжелые катастрофы подводных лодок были сопряжены с важными моментами в истории страны, когда ее лихорадило. В 1989 году произошел пожар и гибель самой дорогой на тот момент подлодки «Комсомолец», на которой погибли 42 члена экипажа. Через пару лет после трагедии страну уже было не узнать, СССР развалился на части. В 2000 году вместе с подлодкой «Курск» затонули 118 человек — страну лихорадило, что привело к явному крену в сторону контроля за информацией и зажиму свободы слова.
Расследование катастрофы «Комсомольца» шло почти 10 лет, потом дело закрыли, а следствие объявило, что так и не смогло установить виновных. Саму лодку накрыли саркофагом. Об опасности подводной атомной могилы вслух говорят только отдельные экологи.
— В профессиональных кругах причина известна — один из матросов мастерил заготовки для дембельского альбома, искра вызвала пожар. Но все подробности не обнародованы, — говорит Крицкий.
В расследовании по «Курску» также осталось много вопросов.
— Аварию спровоцировал пуск торпеды, — рассказывает Никитин. — Но самое темное пятно и неудобная тема состоят в том, что, вероятно, часть экипажа, находящуюся в отсеке Колесникова, можно было спасти, если действовать быстро и без промедлений. Однако наши спасательные средства с этим не справились, а привлекать иностранную помощь не захотели, ссылаясь на секретность. А когда согласились, было уже поздно — кислород закончился, а аварийная система регенерации, которую пришлось подключить, спровоцировала пожар, и люди погибли.
Александр Никитин считает, что причины аварии на «Лошарике», как это обычно бывает на флоте, до широкой общественности доведены не будут.
— Но подводников знакомят с результатами расследований всех ЧП — под подпись о неразглашении, — говорит Никитин. — Это делается, чтобы моряки были в курсе и не повторяли фатальных ошибок. Но общественность об этом вряд ли узнает.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №27-2019 под заголовком «Спасите наши души».
Пользователи Сети утверждают, что нашли в соли стекло
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео