Войти в почту

Спасите наши души. Почему тайны флота не всплывают на поверхность

Причины аварии на глубоководном аппарате «Лошарик» в Баренцевом море, где погибли 14 человек, не будут скоро рассекречены. Но эксперты говорят, что под водой и так уже хранится немало секретов, которые вряд ли когда обнародуют. Спасшимся с АС-31 подводникам может грозить уголовная ответственность Как попасть на подлодку Практически единственный способ для простого человека побывать внутри подводной лодки – посетить музейный экспонат субмарины. В московском парке «Северное Тушино» выставлена настоящая подводная лодка Б-396, построенная в 1979 году, выходившая на боевые дежурства с 1980 по 1998 год и в том же году списанная. Только в 2003 году она открыла свои отсеки для посетителей. – Конечно, из судна было убрано все, что не должны видеть и знать посторонние. Атомный подводный флот – один из самых охраняемых секретов. В советское время история «Лошарика» даже не получила бы огласки. Сегодня другое время, информацию сдержать сложнее, но все равно то, что просачивается – это капля в море, – рассказал «Собеседнику» руководитель движения «Морское братство» Арсений Крицкий. Подлодка-музей – 90 метров в длину, вмещает несколько отсеков: ЦПУ (центральный пост управления), жилой, торпедный, дизельный, электромоторный, кормовой (в корме корабля, для экстренной эвакуации экипажа). В гидронавты я б пошел, пусть меня научат – Все годы после Великой Отечественной войны мы развивали космонавтику и атомный подводный флот. Но если перед Гагариным в космос летали собаки и манекены, то под водой такого не было. Все испытания проводились и проводятся живыми людьми. По аналогии с космонавтами их называют гидронавтами. Только про них гораздо меньше известно, а работа их не менее сложна и все-таки более опасна. Отбор туда, как для запуска в космос – человек должен обладать отличной физической и психологической подготовкой, так как работать ему приходится на большой глубине, под толщей воды, в замкнутом пространстве и в довольно стесненных условиях. В лодках, где мне удалось побывать, я наблюдал такой дефицит места, что подводники спали на торпедах. Человеку с клаустрофобией – боязнью замкнутых пространств – там делать, конечно, нечего. Прибавьте к этому длительность подводных экспедиций. Никакой голливудский блокбастер – а про подводные лодки снято несколько фильмов – не отражает реалий. Кстати, командир первой в СССР атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» Леонид Осипенко стал Героем Советского Союза раньше Юрия Гагарина, – продолжает Арсений Крицкий. Легендарный атомоход – на почтовой марке – Любое ЧП на подлодке сложнее устранить, чем на космическом корабле, – подтверждает морской эксперт Михаил Войтенко. – Ту же дырку в обшивке космической станции залатать можно, а на субмарине она почти гарантированно приведет к гибели. Справка В состав ВМФ РФ входят: 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами 27 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением 19 дизельных подводных лодок 8 атомных подводных лодок специального назначения 1 дизельная подводная лодка специального назначения Неизвестные подвиги Арсений Крицкий уже много лет снимает документальные фильмы и записывает воспоминания подводников. И до сих пор делает открытия, узнает факты, которые раньше не звучали. – На офицерском собрании по поводу юбилея ввода войск в Афганистан один из присутствовавших неожиданно поднял тост за подводников. Я удивился: какие подлодки, там же даже моря нет! И мне рассказали, что, оказывается, одна из лодок охраняла подступы со стороны Индийского океана от американцев. Наши моряки стояли несколько суток, на бессрочном дежурстве, на дикой жаре, находясь в раскаленном металлическом корпусе лодки, который усиливает температуру в несколько раз. Но выстояли. Не зря у подводников самый большой процент награжденных высокими орденами и медалями – этот труд и риск действительно высоко ценятся. Некоторые факты еще не обрели своего документального воплощения. – Капитан 1-го ранга в отставке Василий Рудой, который издал две книги о своих морских походах, как-то в разговоре со мной признался, что однажды отстрелил винт американской подводной лодке, которая подошла слишком близко, – пересказывает Крицкий. Но официальная история подводного флота ни про Афган, ни про ранение американской лодки, конечно, не сообщает. Подводник, капитан 1-го ранга запаса, руководитель экологического центра «Беллона» Александр Никитин прослужил во флоте 25 лет, из них проходил под водой 11 лет. – Первый же мой поход закончился аварией: в концевом отсеке один из матросов, которому, видимо, было скучно нести службу, ковырял отверткой в пульте и нечаянно повернул ключ, подающий в отсек огнегаситель, – рассказывает Никитин «Собеседнику». – Из-за этого возникла экстренная необходимость всплывать. На море был шторм, который сорвал конденсатор. В итоге два матроса получили страшные ожоги – один погиб, второй стал инвалидом. Именем погибшего матроса Рябинина назвали улицу, но за что именно он награжден, знал только узкий круг посвященных. Я, когда позже проводил занятия с подводниками, всегда говорил, что даже одна неисправная лампочка на подлодке может привести к цепи последствий и в конечном итоге к катастрофе. – Причиной большинства аварий на подводном флоте является человеческий фактор, – подтверждает Арсений Крицкий. – Чаще всего возникают именно пожары, с которыми в условиях подлодки сложно бороться. На первый план выходит борьба за живучесть судна – проблемные отсеки надежно герметизируют с оставшимися внутри людьми, чтобы дым и огонь не перекинулись на остальные помещения. Только так есть шанс спасти саму лодку и хотя бы часть экипажа. Оставшиеся внутри пытаются устранить проблему всеми способами и в итоге или побеждают и тогда стучат, чтобы их открыли, либо погибают. Катастрофы под водой Самые тяжелые катастрофы подводных лодок были сопряжены с важными моментами в истории страны, когда ее лихорадило. В 1989 году произошел пожар и гибель самой дорогой на тот момент подлодки «Комсомолец», на которой погибли 42 члена экипажа. Через пару лет после трагедии страну уже было не узнать, СССР развалился на части. В 2000 году вместе с подлодкой «Курск» затонули 118 человек – страну лихорадило, что привело к явному крену в сторону контроля за информацией и зажиму свободы слова. Расследование катастрофы «Комсомольца» шло почти 10 лет, потом дело закрыли, а следствие объявило, что так и не смогло установить виновных. Саму лодку накрыли саркофагом. Об опасности подводной атомной могилы вслух говорят только отдельные экологи. – В профессиональных кругах причина известна – один из матросов мастерил заготовки для дембельского альбома, искра вызвала пожар. Но все подробности не обнародованы, – говорит Крицкий. В расследовании по «Курску» также осталось много вопросов. – Аварию спровоцировал пуск торпеды, – рассказывает Никитин. – Но самое темное пятно и неудобная тема состоят в том, что, вероятно, часть экипажа, находящуюся в отсеке Колесникова, можно было спасти, если действовать быстро и без промедлений. Однако наши спасательные средства с этим не справились, а привлекать иностранную помощь не захотели, ссылаясь на секретность. А когда согласились, было уже поздно – кислород закончился, а аварийная система регенерации, которую пришлось подключить, спровоцировала пожар, и люди погибли. Александр Никитин считает, что причины аварии на «Лошарике», как это обычно бывает на флоте, до широкой общественности доведены не будут. – Но подводников знакомят с результатами расследований всех ЧП – под подпись о неразглашении, – говорит Никитин. – Это делается, чтобы моряки были в курсе и не повторяли фатальных ошибок. Но общественность об этом вряд ли узнает. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №27-2019 под заголовком «Спасите наши души».

Спасите наши души. Почему тайны флота не всплывают на поверхность
© ИД "Собеседник"