Ещё

ПВО Украины, ступив на «дорогу неверных», стала кошмаром Крыма 

ПВО Украины, ступив на «дорогу неверных», стала кошмаром Крыма
Фото: Свободная пресса
По сообщению информационного агентства РИА-Новости из , с недавних пор все без исключения летчики боевых и транспортных вертолетов 39-го вертолетного полка 27-й смешанной авиадивизии, базирующейся в , вынуждены сразу после взлета включать имеющиеся у них на борту станции радиоэлектронного подавления «Витебск».
«Из  постоянно звучат угрозы в адрес Крыма, и не исключен вариант самовольного, даже без приказа, пуска зенитной ракеты по российскому вертолету, находящемуся на севере полуострова. Поэтому принято решение летать в зоне возможного действия украинских ПВО с включенными станциями РЭБ. Эта превентивная мера позволяет сберечь экипажи и технику в случае каких-либо военных провокаций со стороны », — отметил собеседник РИА-Новости.
Что и почему происходит?
Про то, что 39-й вертолетный полк стоит у самой государственной границы с Украиной (а именно — приблизительно в 40 километрах от нее) было известно давно. Винтокрылые машины полка — 12 ударных вертолётов Ми-35М, 16 Ка-52 и четыре Ми-28Н, а также шестерка многоцелевых Ми-8АМТШ — базируются на созданный еще во времена СССР под Джанкоем аэродром военно-транспортной авиации. Стоит только подняться в воздух и вот он — беспокойный рубеж со злобно глядящей на Крым «незалежной».
Понятно, что такая опасная близость к похожей на линию фронта границе всегда добавляет адреналина в кровь российских экипажей и заставляет их особо тщательно подходить к выбору маршрутов полетов.
Можно было поставить полк где-нибудь поглубже на территории полуострова? Можно, конечно. Но, во-первых, вертолеты огневой поддержки 39-го полка — важное звено в тщательно выстроенной эшелонированной обороне Крыма.
А во-вторых — когда выбирали место для этой части, то собирались рядом, в  в трех километрах от Джанкоя, разместить также сначала батальон, а затем и новый, третий по счету, полк 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии (). Ведь, как известно, вертолетчики и десантники в современном общевойсковом бою обычно бьют врага совместно.
Но потом в план обороны Крыма внесла некоторые коррективы. В 2017 году новый батальон воздушных десантников в Крыму действительно встал и вот-вот будет развернут в десантно-штурмовой полк той самой 7-й гвардейской. Но — в . А 39-й вертолетный полк так и оставил там, где он уже успел угнездиться. Сторожить госграницу на Перекопе в готовности, если придется, быстро принять на борт десантников из Феодосии и перебросить их к месту гипотетического прорыва в Крым.
Но тогда почему именно теперь пилотам полка приказано летать исключительно с включенными станциями радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Витебск»? И что это, собственно, за станции такие? На что способны?
Начнем со второго вопроса. Станция «Витебск», абсолютное российское «ноу-хау», начала поступать в нашу армию лишь с 2015 года. Как раз мы только ввязались в войну в . И было много опасений, что та далекая способна обернуться для  вторым «Афганом». Но ничего подобного пока не произошло.
Потери вертолетов и самолетов у России на Ближнем Востоке есть, но они минимальны. Причем значительная часть — от ошибок в пилотировании. Или от огня с земли стареньких самоходных 23-мм артустановок типа «Шилка», которые в изобилии имелись у боевиков. Потому что от обычных снарядов никакая РЭБ самолет или вертолет защитить не в состоянии. Только — от самонаводящихся зенитных ракет.
Именно от ЗУР противника «Витебск» очень эффективно и бережет российские машины. Комплекс способен в автоматическом режиме за сотни километров обнаруживать вражеские РЛС, которые начали облучение цели в режиме прицеливания. Тогда он мгновенно создает вокруг летательного аппарата прочный радиоэлектронный купол. На экранах станций противника тут же возникает множество ложных целей.
И совершеннейший кошмар для ПВО: эти виртуальные цели на экранах РЛС двигаются организованной группой. И даже поддерживают друг с другом радиосвязь! Таким образом определить, какая из них настоящая, — совершенно нерешаемая задача для самого опытного оператора станции наведения.
«Комплекс способен выдать РЛС противника не просто ложную цель, но и сформировать целую эскадрилью таких целей, по которым противник в случае обстрела будет тратить боезапас», — поясняют создатели «Витебска» из ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга».
Еще важно: мощность помех столь велика, что зенитная ракета вынуждена постоянно перенацеливаться то на один, то на другой попадающий в поле зрения головки самонаведения объект. И результате она почти гарантированно уходит в сторону: промах! Один, другой, третий… А боезапас любого ЗРК — он ведь не бездонный.
Раз российские вертолеты не только в Сирии, но и из-под Джанкоя летают теперь с включенными станциями «Витебск», стало быть — рябит в глазах отныне и у операторов станций украинской системы ПВО на подступах к Крыму. Однако беспокойные соседи ведут особо пристальное наблюдение за полетами российской авиации над полуостровом, как минимум, с 2014 года. Тогда почему 39-му вертолетному полку меры особой предосторожности приказано принять только недавно?
Полагаю, все дело в том, что с осени прошлого года у ВСУ активно заработал Государственный испытательный полигон Ягорлык в соседней с Крымом Херсонской области. Здесь с ноября 2018 года Киев начал проверять старые советские зенитные ракеты с самостийно продленным сроком службы.
По сообщению Украины, с 1 по 4 ноября 2018 года на Ягорлыке состоялись первые испытательные зенитные стрельбы комплексами «Оса-АКМ», «Тор», С-125-2Д1, «Бук-М1» и С-300В. К конце февраля 2019 года, как заявило командование Воздушных сил Украины, с Ягорлыка палили ЗРК «Куб» и «Тор». До конца нынешнего года Киев анонсировал еще три подобных мероприятия там же.
Скрыть такие испытания невозможно. Накануне приходится рассылать международные уведомления о закрытии обширного района в северной части Черного моря в районе песчаной косы Ягорлыцкий Кут, на которой расположен полигон.
Иначе как над морскими волнами осуществлять ракетные пуски Украине больше просто негде, слишком густо она заселена. Пустынных мест для подобных стрельб хватает в российском Ашулуке или казахстанском Сары-Шагане. Но туда зенитчикам ВСУ путь заказан по политическим соображениям. Вот только Ягорлык им и остался. Невзирая, кстати, на то, что там же с начала 90-х годов расположен биосферный заповедник.
А теперь — считаем. От косы Ягорлыкский Кут до Джанкоя по прямой всего около 200 километров. А, скажем, до крымского курорта Евпатория и того меньше — порядка 160 километров. Да, пока у ВСУ нет ЗРК, способных сбивать цели на таких расстояниях. Но, во-первых, российские вертолеты ведь и над морем летают. В том числе — и в направлении Одессы.
А во-вторых (и это, пожалуй, самое опасное на сегодня) украинские военные и конструкторы КБ «Южное» ведут активные работы над возвращением в строй списанных было к 2013 году зенитно-ракетных комплексов дальнего радиуса действия С-200В «Вега». Те способны поражать воздушные цели на удалении от 240 километров (в зависимости от модификации) и на высотах до 300 метров.
Как раз до Джанкоя с Ягорлыка такая «дура» с массой одной только боевой части в 220 килограммов и долетит. Не говоря уж о ничего не подозревающей Евпатории.
Еще в начале 2012 года в ВСУ оставалось всего четыре бригады С-200В. Стояли они под Львовом, Киевом, Херсоном и Феодосией. Бригады списали вчистую по причине безнадежного устаревания ракет на жидком топливе, изготовленных еще в СССР. Теперь горько жалеют. В Днепре (бывшем Днепропетровске) еще к 2018 году обещали сделать для реанимированных С-200В совершенно новую твердотопливную ракету. Пока не справились, но возможно — все впереди.
Директор украинской информационно-консалтинговой компании DefenseExpress заранее плотоядно потирает руки. По его мнению, С-200В край как нужны сегодня его армии. Он пишет: «Дивизионы С-200В способны уничтожать самолеты врага до того, как они долетят до рубежа, с которого они могут применить собственное вооружение. Также считается, что „двухсотка“ не позволит приблизиться к Украине вражеским воздушным командным пунктам, самолетам-разведчикам и самолетам-постановщикам всех типов помех. Все это в комплексе может лишить противника возможности эффективно управлять воздушной операцией. Ну, хотя бы потому, что (летчикам — „СП“) просто страшно».
И далее: «Сегодня в Минобороны (Украины — „СП“) не исключают, что „двухсотка“ еще пощиплет нервы российским воздушным командным пунктам и пилотам самолетов с боевой нагрузкой».
Понятно, что ежели в Днепре с проведением конструкторско-реанимационных мероприятий справятся, то испытывать обновленную «Вегу» примутся именно на Ягорлыке. Пуски — обязательно в направлении Крыма. Больше некуда. И вот тогда действительно: «Караул!». Потому что людей, способных работать на С-200В в этой несчастной стране точно не осталось. А что такое подобное оружие в руках дикаря наглядно показали учебные стрельбы С-200В в украинском тогда еще Крыму 4 октября 2001 года. За учениями, к слову, лично наблюдал тогдашний министр обороны Украины генерал Кузьмук и представители делегаций еще семи государств.
Если кто забыл: в тот день с мыса Опук (район Феодосии, 31-й исследовательский центр Черноморского флота России) дивизионом 96-й зенитно-ракетной бригады войск ПВО Украины был осуществлён пуск ракеты 5В28 комплекса С-200В. Тоже — в сторону моря. Целью была мишень Ту-143 «Рейс», которая летела в 26—28 км от точки старта. Однако плохо обученный и давно не стрелявший расчет завалил все, до чего сумел дотянуться.
Увы, в результате крайней бестолковости украинских операторов их ракета навелась не на «Рейс», а на пассажирский лайнер Ту-154, на свою беду выполнявший рейс Тель-Авив-Новосибирск и находившийся во время стрельбы на казавшемся безопасном удалении 260 километров и на высоте 11 километров. Даже когда стало понятным, что случился промах, и законная мишень давно позади зенитной ракеты, команду на ее самоликвидацию оператор не дал. Через 220 секунд после старта мирный Ту-154 был изрешечен тысячами осколков и рухнул в море. Не спасся никто. Погибли 78 человек.
Сегодня ту историю постарались забыть только в Киеве. Но не в России. Именно поэтому, полагаю, экипажам наших вертолетов в Крыму и приказали в полете в обязательном порядке включать бортовые станции радиолокационного подавления. Не исключено — российское командование знает, что реанимация С-200В подходит к концу. Следовательно, даже именно в эти минуты комплекс могут везти на полигон для испытаний. Тогда действительно — не ровен час!
И еще. Очень, на мой взгляд, многозначительное, хотя и случайное совпадение. Ягорлык в переводе с тюркского — «дорога неверных». Куда та дорога приведет украинских зенитчиков?
Наконец, специально для тех, кто собрался лететь в Крым на отдых. Вам нечего волноваться. Самолеты из аэропорта Симферополя сразу после взлета ложатся курсом на Кубань. Тем же маршрутом наши лайнеры добираются и до столицы Крыма. Таким образом, до них с Ягорлыка С-200В не дотянутся даже при попутном ветре.
А вот если это оружие когда-нибудь Киев решится расположить близ границы с Крымом… Но тогда у нас с Украиной наверняка будет совсем иной разговор. Примерно как сегодня у Израиля с Сирией.
Новости России: Эксперты назвали сферы, где больше всего безработных
Реконструкция первого этажа стала адом для жителей дома
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео