Войти в почту

Арктические амбиции Москвы бросают Вашингтон в дрожь - Asia Times

Арктика стала «ареной соперничества мировых держав», - заявил госсекретарь США Майк Помпео в ходе заседания Арктического совета, состоявшегося на прошлой неделе в финском городе Рованиеми. Даже по меркам Арктического совета, беседа выдалась холодной, пишет Asia Times. США озаботились влиянием России в Арктике Особую тревогу, по словам Помпео, вызывает «агрессивное поведение» России – ее растущее военное присутствие в Арктике и недавнее требование относительно того, чтобы иностранные суда запрашивали разрешение Москвы для транзита по Северному морскому пути. Обычно заседания Арктического совета касаются в основном вопросов окружающей среды и развития, поэтому комментарии Помпео относительно геополитики и безопасности действительно прозвучали весьма непривычно. Совещание завершилось без многостороннего совместного заявления министров. Увеличение геополитического значения Арктики сейчас уже очевидно. По мере сокращения ледового шельфа вследствие глобального потепления открывается доступ к ресурсам региона. В настоящее время все более реальным становится использование ранее недоступных коммерческих маршрутов, соединяющих Европу с Азией. В дальнейшем, возможно, на эти транспортные коридоры будет приходиться значительная часть мировой торговли. Северный морской путь дает РФ огромное преимущество Северный морской путь, иногда называемый «Северо-Восточным проходом», по аналогии с канадским «Северо-Западным проходом», пролегает вдоль обширного северного побережья России от Карского моря до Берингова пролива. Это кратчайший маршрут, связывающий европейские рынки с Азиатско-Тихоокеанским регионом. По оценкам экспертов, европейские грузы по Северному морскому пути могут достичь азиатских портов на 40% быстрее, чем проходя через Суэцкий канал. Для отправителей это потенциально означает огромную экономию как топлива, так и времени. В прошлом такой маршрут не был рентабельным. Коридор, находящийся в пределах исключительной экономической зоны России, большую часть года был покрыт толстым ледяным покровом, а некоторые его части освобождались от льда всего на два месяца, что делало этот путь опасным и дорогостоящим. Однако за последнее десятилетие ледовый шельф сократился на 13%, а в августе 2017 года этим маршрутом самостоятельно без ледоколов прошел первый корабль.Это изменение знаменует собой появление нового транспортного коридора, а также открывает доступ к огромным запасам неиспользованных ресурсов. По оценкам экспертов, 13% нераскрытых мировых запасов нефти и 30% природного газа находятся в замороженном шлейфе Арктики, который также богат золотом, ураном и алмазами. Интерес России к Арктике восходит к царю Петру Великому (1682-1725), который первым нанес на карту арктическое побережье страны протяженностью 24 тысячи километров. При Сталине в массовых масштабах строились промышленные объекты и поселения, в основном - с использованием труда заключенных. Советские суда еще с 1930-х годов проходили через Северный морской путь, чтобы обеспечить топливом и товарами населенные пункты на северном побережье страны. В 1957 году СССР построил первый в мире атомный ледокол «Ленин». Советский атомный ледокол «Арктика» стал первым кораблем, достигшим Северного полюса в 1977 году. Однако после распада СССР инвестиции в регион прекратились, а арктические поселения начали приходить в упадок. Северный морской путь оказался практически заброшен. В 1987 году годовой объем грузов достиг максимума в 6,58 млн тонн, но к 1998 году этот показатель снизился до жалких 1,46 млн тонн. Возрождение российских геополитических амбиций при президенте Владимире Путине способствовало возрождению интереса к Арктике. В 2007 году российские исследователи поместили титановый государственный флаг России на дно Северного Ледовитого океана. В последнее десятилетие зарубежные судоходные компании транспортируют грузы по Северному морскому пути, а российское правительство взимает выгодные сборы за логистическую поддержку. Для большинства судов, проходящих по маршруту, необходимо, чтобы российские ледоколы сопровождали их хотя бы на протяжении части пути. В 2018 году бизнес процветал – по Северному морскому пути прошло 20 млн тонн грузов, то есть вдвое больше, чем годом ранее. Москва ожидает, что к 2025 году число грузов увеличится в четыре раза. Цель России - круглогодичная навигация Конечная цель Москвы является невероятно амбициозной - круглогодичная навигация. Это позволит Северному морскому пути составить конкуренцию маршруту через Суэцкий канал. Россия планирует достичь этой цели путем наращивания своего флота атомных ледоколов – единственного подобного флота на земле. Производством кораблей занимается госкомпания «Росатом». В настоящее время ведется проектировка восьми новых моделей, которые должны поступить в эксплуатацию в 2030 году. Путин утверждает, что около одной десятой всех российских инвестиций направляется в Арктический регион, но, учитывая масштаб амбиций Кремля, это лишь капля в море. Для реализации ряда отраслевых и инфраструктурных ориентиров Москве необходимо в ближайшие 10 лет привлечь в регион 143 млрд долларов частных инвестиций. Для этого Кремль рассматривает возможность облегчения налогообложения для инвесторов на две трети. В условиях плохих взаимоотношений с Западом и конфронтации с США Россия рассматривает в качестве ключевого партнера соседний Китай. В 2016 году китайское правительство предоставило кредит в размере 12 млрд долларов, чтобы помочь российскому газовому гиганту «Новатэк», пострадавшему от западных санкций, запустить амбициозный проект – завод для производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал в Сибири. С начала работы в конце 2017 года завод «Ямал СПГ» осуществляет отгрузку сжиженного газа в Европу и Азию через Северный морской путь. Ожидается, что в 2023 году при участии Китая начнет работу еще один завод – «Арктик СПГ-2». Согласно политическому документу, опубликованному в прошлом году, Китай заинтересован в интеграции Северного морского пути в свою глобальную инициативу «Один пояс, один путь». Однако конкуренция за контроль над Арктикой и ее ресурсами рискует превратить регион в очаг военного противостояния. Возможна ли арктическая холодная война? Россия модернизирует военные базы советского времени вдоль Северного морского пути, устанавливает системы ПВО и противокорабельные ракетные установки. Уже полностью проведена модернизация Северного флота – крупнейшего из четырех флотов России. В настоящее время его военнослужащие регулярно проводят учения в регионе. США также являются арктической нацией, и, как указал Помпео во время совещания Арктического совета, США не оставят действия России в регионе без ответа. В связи с этим Вашингтон планирует расширить деятельность береговой охраны и увеличить свой ледокольный флот. НАТО также наблюдает за наращиванием военной мощи России, и в прошлом году альянс осуществил проверку своих арктических боевых сил во время военных учений Trident Juncture на севере Норвегии. В этом году настала очередь России – в августе-сентябре 2019 на территории Арктического архипелага Новая Земля состоятся военные учения «Центр-2019». По мнению российского военного аналитика Павла Фельгенгауэра, риски возникновения конфронтации на Северном морском пути довольно велики. Но конфликта можно избежать. Микаа Меред, профессор геополитики Арктики и Антарктики на Парижского института международных отношений (ILERI), считает, что вероятность военной конфронтации между РФ и США в Арктике близка к нулю. Меред отмечает, что большинство арктических ресурсов расположены четко в пределах бесспорных экономических зон соответствующих арктических стран, что снижает риски соперничества за обладание ими. И Вашингтон, и Москва стремятся к поддержанию стабильности в регионе. «Ни США, ни Россия не хотят создавать в Арктике риски безопасности, которые могут оттолкнуть инвесторов», - заявил Меред в интервью изданию Asia Times.

Арктические амбиции Москвы бросают Вашингтон в дрожь - Asia Times
© ФБА "Экономика сегодня"