Ещё

От «Хаски» до «Лайки»: На корабли ВМС США начнет охоту «собачья стая» русских субарин 

Фото: Свободная пресса
В 2027 году в России должна появиться многоцелевая атомная подводная лодка пятого поколения, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. Ей уже присвоено название — «Лайка». Разработкой занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», завершившее в конце 2018 года НИР «Хаски». Выполненные исследовательские работы были одобрены военным ведомством. Именно на основе НИР и создается перспективная субмарина в рамках ОКР «Лайка».
Источник агентства сообщил некоторые детали проекта. «Лайка» будет вооружена гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон». Лодка «получит модульную конструкцию и единую интегрированную систему боевого управления с искусственным интеллектом». При этом никакие тактико-технические данные не были приведены в связи с режимом строгой секретности.
Ранее, в мае прошлого года, о перспективной лодке пятого поколения рассказал «Известиям» глава ОСК Алексей Рахманов, заявив, что Министерство обороны довольно ходом работ по созданию облика лодки. И намеревается финансировать ее проектирование, а затем и производство. Но и он не раскрыл никаких подробностей — ни водоизмещения, ни скорости, ни состава экипажа. Ни стоимости проекта, ни сроков его завершения.
В то же время в июне 2018 года в годовом отчете «Малахита» сообщалось, что ОКР по созданию лодки пятого поколения должны стартовать в 2019 году. И что выполнение ОКР предусмотрено проектом госпрограммы вооружения на период 2018–2027 годов, шифр работ не указывался.
Надо сказать, что о перспективной лодке начали говорить сравнительно недавно. Вначале — довольно осторожно. Весной 2014 года гендиректор КБ «Рубин» Игорь Вильнит сообщил, что «Рубин» приступил к созданию двух вариантов субмарин пятого поколения — атомной и неатомной (словосочетания «дизель-электрическая» произнесено не было). И что их серийное производство начнется после 2030 года.
Спустя два года гендиректор КБ «Малахит» Владимир Дорофеев рассказал, что «Малахит» будет готов развернуть производство перспективных лодок гораздо раньше — после 2020 года. Вряд ли кто-то поверил ему в Министерстве обороны.
И вот сейчас нарисовался более реальный срок. Но, видимо, к 2027 году надо прибавить некоторое время, которое уйдет на испытания.
Предварительно о лодке кое-что наговорили с различной степенью ответственности и компетентности и официальные лица, и источники информагентств. Так что все сказанное следует отнести к разделу «к сведению». Утверждается, что водоизмещение лодки — около 12-13 тыс. тонн. Экипаж — около 90 человек. Но заглянув в характеристики ударной лодки «Ясень», понимаем, что эти сведения высосаны из пальца. У «Ясеня» водоизмещение и экипаж такие же.
Главные отличия лодок разных поколений определяются двумя характеристиками. Во-первых, это способность действовать максимально скрытно, то есть излучать как можно меньше различных физических полей — акустических, электромагнитных, магнитных. Во-вторых, способность обнаруживать противника (подводную лодку или надводный корабль) на максимально возможном расстоянии.
Малозаметность достигается целым рядом инженерных приемов. Прежде всего, борьба ведется против акустических шумов. Потому что сейчас использование на противолодочных самолетах магнетометров, которые пытаются определить магнитную аномалию, созданную корпусом лодки, практически бессмысленно.
С шумами борются, используя малошумящие механизмы, с установкой их на специальные платформы, имеющие минимум двойное демпфирование, покрывая корпус лодки специальным звукопоглощающим веществом. Существуют и более изощренные приемы. Например, какому-либо механизму придается генератор «симметричного шума», то есть его акустические волны излучаются в противофазе к волнам механизма. В связи с чем происходит их взаимное подавление.
Разумеется, в лодке пятого поколения все эти приемы должны использоваться по максимуму. Должны появиться и новые приемы шумоподавления. К ним, например, относят широкое использование новых композиционных материалов с уникальными свойствами. Может быть, в этом плане что-то полезное сделало ведомство, возглавляемое Чубайсом.
Что же касается средств обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника, к которым относятся гидроакустические комплексы (ГАК), то тут российским конструкторам необходимо сделать очень серьезный шаг вперед. Потому что до этого на лодках четвертого поколения, к которым относятся вышеупомянутый «Ясень» и стратегический подводный крейсер «Борей», максимальными достижениями было размещение антенны в передней части лодки. Для чего оттуда были убраны на борта пусковые ракетные установки. В этой части необходимо совершить прорыв в области электроники. Необходимо оснастить ГАС для расшифровки отраженных волн мощными вычислительными комплексами, которые способны совершать с высокой производительностью сложные вычисления. Что нам в этой сфере техники сулит импортозамещение?
Следует предположить, что на «Лайке» будет внедрена энергетическая установка нового типа с «вечным реактором». То есть за весь период эксплуатации она не будет требовать перезагрузки ядерного топлива. Причем ожидается, что это будет не водо-водяной реактор, повсеместно использующийся на всех подводных флотах мира, а нечто иное. Например, реактор с использованием в качестве охладителя металла, что должно повысить кпд и снизить шумы лодки.
И, наконец, самый туманный и непонятный момент, о котором рассказал источник ТАСС, — единая интегрированная система боевого управления. Этот элемент сейчас используется повсеместно. Самолеты, танки, надводные корабли, самоходные артиллерийские установки — все это встраивают или же предполагают встроить в системы боевого управления. Поскольку постоянно возрастает необходимость ведения «сетецентрических войн». Это системы как локальные, на уровне тактического звена, так и глобальные, вся информация от составных элементов которых поступает в Генштаб.
Ну, с самолетами и с танками тут всё понятно, они передают и принимают информацию по широкополосным защищенным каналам связи. В этом процессе принимают участие и спутники. Однако подводная лодка, находясь на глубине, ничего передавать и принимать не может. Потому что вода не пропускает радиоволны. Правда, не все. Сверхдлинные волны с частотой порядка 80-100 Гц могут проникать на глубину до 30-40 метров. Для их генерации строятся грандиозные антенные поля протяженностью до 10 километров. А также используются самолеты-ретрансляторы, которые буксируют антенны длиной до 5 км. Но для интегрирования лодки в систему боевого управления этот способ связи не годится.
Во-первых, при такой длине волны в минуту можно передать не больше нескольких десяткой байтов информации. Во-вторых, это односторонняя связь, использующаяся для передачи на субмарины каких-либо предельно лаконичных сообщений, пронумерованных в таблице команд управления.
Еще, конечно, существует чисто теоретический способ передачи информации при помощи акустических волн. Но им никто не пользуется, потому что это кратчайший путь попасть под торпедную атаку противника.
Военные новости: В США строят корабли-роботы для борьбы с Россией и Китаем
Военные технологии: Су-57, Су-35 и Rafale выигрывают битву за турецкое небо у F-35
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео