Войти в почту

"Каракурты" прикрылись "Панцирем". Каков экспортный потенциал новых российских корветов

На проходившей в международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2019 генеральный директор АО "Судостроительная корпорация "Ак Барс" Ренат Мистахов сообщил , что экспортный потенциал корветов с управляемым ракетным оружием (малых ракетных кораблей по российской классификации) проекта 22800 (шифр "Каракурт-Э"), оснащенных новейшим комплексом "Панцирь-МЕ", несомненно будет выше.

"Каракурты" прикрылись "Панцирем". Каков экспортный потенциал новых российских корветов
© ТАСС

На выставке в экспозиции были представлены макеты кораблей корпорации "Ак Барс" и АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького", включая модель корвета "Каракурт-Э" с комплексом "Панцирь-МЕ".

Чем хороши корабли

Корвет с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта 22800 "Каракурт" был спроектирован . Корабли этого типа предназначены для поражения критически важных объектов противника в береговой зоне, уничтожения боевых надводных кораблей самостоятельно и во взаимодействии с другими силами, уничтожения искусственных стационарных и плавучих объектов, отражения ударов средств воздушного нападения собственными силами.

Есть и дополнительные задачи — борьба с диверсионно-террористическими силами, поиск, спасение экипажей терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, содействие береговой охране в решении задач на госгранице.

Вооружение состоит из 76-мм автоматической универсальной артиллерийской установки АК-176МА и ЗРАК "Панцирь-М" (оснащается с третьего корабля серии, на первых двух — две 30-мм малокалиберных зенитных артиллерийских комплекса АК-630). В надстройке корабля установлен ударный ракетный комплекс — универсальная вертикальная пусковая установка (УВПУ) 3С-14 для ракет из состава комплекса "Калибр" с 8 ячейками.

Как отмечают разработчики, среди преимуществ этих кораблей — высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная с применением технологий снижения радиолокационной заметности. Также, что немаловажно, на корабле может базироваться беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Орлан-10", который способен передавать видео в режиме онлайн, находясь в воздухе до 14 часов и поднимаясь на высоту до 5 тыс. м.

В 2015 году на Международном военно-морском салоне занимавший тогда пост главкома ВМФ адмирал заявил, что флот получит минимум 18 корветов проекта 22800, которые пойдут для замены выработавших свой ресурс ракетных катеров проекта 12411 (шифр "Молния") и малых ракетных кораблей (МРК) проекта 12341 (шифр "Овод").

Отметим, что к началу 2010-х годов в составе ВМФ оставалось лишь 13 "Оводов" (из 38, построенных в 1970–1991 годы) и 26 катеров 12411 (из 47, построенных в 1979–2003 годы).

Огромная серия

Контракт на строительство первых семи "Каракуртов" был заключен в конце 2015 года с судостроительным заводом (ССЗ) , три из них должны быть построены на в Феодосии (Крым), мощности которого "Пелла" арендует.

Первые два корабля проекта ("Ураган", который позже был переименован в "Мытищи", заводской номер 251, бортовой номер 567) и "Тайфун" (позже — "Советск", заводской номер 252, бортовой номер 577) были заложены в декабре 2015-го на заводе "Пелла" в Ленинградской области.

Третий заложили на заводе "Море" в Феодосии в мае 2016 года. Он получил имя "Шторм" (позднее — "Козельск", заводской номер 254). В том же году на "Пелле" был заложен еще один — "Шквал" (позднее — "Одинцово", заводской номер 253, бортовой номер 584).

Церемония закладки корвета "Буря" (заводской номер 257, бортовой номер 578) состоялась 24 декабря 2016, а спустя несколько месяцев стало известно, что три корабля построят в Феодосии в 2018–2020 годах. 17 марта 2017 года был заложен "Охотск" (заводской номер 255), 19 декабря того же года — "Вихрь" (заводской номер 256).

Еще пять корветов будут изготовлены на Зеленодольском заводе в Татарстане в соответствии с контрактом от 5 августа 2016 года. По данным СМИ, часть из этих кораблей строится на подконтрольном предприятию ССЗ "Залив" в Керчи. Гендиректор Зеленодольского завода Ренат Мистахов в июне 2017 года заявил, что вся серия будет построена к 2020 году. По данным открытых источников, в 2016 году на заводе "Море" были заложены корветы "Циклон" и "Пассат" (заводские номера 801 и 802), 30 июля 2017 года в Зеленодольске состоялась закладка корабля "Бриз" (заводской номер 803).

На форуме "Армия-2017" Минобороны России подписало с судостроителями дополнительные соглашения на поставку корветов проекта 22800. Подписи под документом поставили , гендиректор судостроительного предприятия "Пелла" Герберт Цатуров и гендиректор Зеленодольского завода Ренат Мистахов. Информация о точном количестве заказанных кораблей не разглашалась.

В июле 2017 года занимавший тогда пост заместителя министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что корветы этой серии для Тихоокеанского флота планируют строить на верфях Дальнего Востока. На форуме "Армия-2018" военное ведомство и два дальневосточных завода подписали контракты на строительство шести корветов до 2026 года. Согласно первому контракту, два корабля до 2023 года построит во Владивостоке, а еще четыре единицы до 2026 года передаст флоту в Комсомольске-на-Амуре.

Таким образом, в настоящее время на российских судостроительных предприятиях строятся и испытываются десять корветов проекта 22800:

"Советск", "Одинцово", "Буря" — все на заводе "Пелла" в Ленинградской области;

"Козельск", "Охотск", "Вихрь" — все на заводе "Море" в Феодосии;

"Циклон" и "Пассат" — на в Керчи;

"Бриз" и "Туча" — на Зеленодольском заводе.

В рамках заключенного с Зеленодольским заводом контракта 2016 года в ближайшее время на предприятии будет заложен корабль "Смерч" (заводский номер 805). Головной корабль проекта 22800 — "Мытищи" — в декабре 2018 года передан ВМФ России и вошел в состав 1-го гвардейского дивизиона 36-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров Балтийского флота.

По данным открытых источников, корабли "Советск", "Одинцово" и "Буря" также войдут в состав Балтфлота. Корветы "Козельск", "Охотск", "Вихрь", "Циклон", "Пассат" и "Бриз" предназначаются для оснащения Черноморского флота. Еще шесть кораблей этого типа, начало строительства которых на "Восточной верфи" и Амурском судостроительном заводе ожидается в 2019 году, войдут в состав Тихоокеанского флота.

Как сообщалось ранее на Международных военно-технических форумах "Армия", корветы "Каракурт" в экспортном исполнении могут выпускаться в трех основных вариантах — водоизмещением 860, 870 и 900 тонн. Один из них оснащен морским ЗРАК "Панцирь-МЕ", второй — ЗРАК "Каштан-М", а третий — морским автоматизированным зенитным артиллерийским комплексом ближнего рубежа обороны "Пальма".

В "Рособоронэкспорте" уверены, что у морского "Панциря" большое экспортное будущее в странах арабского Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Его особенностью является возможность одновременного поражения до четырех целей, атакующих с разных направлений в составе одной группы. "Панцирь-МЕ" способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1000 м/с. При этом зона поражения целей большинства современных боевых самолетов по наклонной дальности составляет до 20 км ракетным вооружением и до 4 км — артиллерийским. Прямых аналогов новейшего российского ЗРАК на мировом рынке вооружений не существует.

Эти варианты "Каракуртов" отличаются и силовыми установками: возможен вариант использования главных двигателей российского производства М-507Д-1 и М70ФРУ, а также зарубежных GE LM1500 и MTU, что немаловажно для иностранного заказчика.

, Василий Костин