Модернизация B-52 подтверждает большие проблемы стратегической авиации США
Информация о том, что ВВС США решили провести очередную модернизацию B-52 Stratofortress, говорит о том, что американцы начали экономить деньги – считает заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко. Дело в том, что командование ВВС США проводит модернизацию стратегических бомбардировщиков B-52 Stratofortress для того, чтобы увеличить их ударные возможности в контексте обычных боеприпасов. Речь здесь идет об установке роторной пусковой установки для обычных боеприпасов, которая находится внутри бомбового отсека, и в которую помещаются управляемые ударные средства, включая «умные бомбы». Примечательно, что это не последняя такая модернизация, которая запланирована Пентагоном в отношении B-52, поскольку в США недавно начали говорить о том, что срок эксплуатации данной машины необходимо продлить до пятидесятых годов текущего века. И это упирается в то обстоятельство, что данный самолет начал производиться в США в 1952 году, а его серийный выпуск закончился в 1962 году. Соответственно, самым молодым бомбардировщикам данного типа уже 57 лет, и это беспрецедентно много для мировой авиации. Американцы вынуждены сделать ставку на B-52 «Все это говорит о том, что у США мало альтернатив для развития боевого потенциала своей стратегической авиации. Просто потому, что B-1B последних модификаций и B-2, несмотря на свою «суперсовременность», имеют рад недостатков», - констатирует Дрозденко. Если взять B-2, то, как замечает эксперт, кроме колоссальной стоимости – одна такая машина обошлась военному бюджету США в 2 млрд долларов, есть проблемы с ее бомбовой нагрузкой, которая является следствием недочетов компании-производителя. «Компания Northrop не учла при разработке B-2 несколько моментов, в результате чего, в его внутренних отсеках не могут размещаться ядерные варианты крылатых ракет из-за банального несовпадения размеров. Да, эта машина может бомбить, да, она условно невидима, но она не может быть заменой B-52 в рамках тех задач, которые ставят перед ветераном ВВС США и Пентагон», - резюмирует Дрозденко. Здесь еще нужно отметить, что B-2 создавался в период Холодной войны и противостояния военных блоков, причем в качестве его основной задачи планировался незаметный заход на территорию вероятного противника, т.е. СССР, и уничтожение советских ПРО и ПВО. Естественно, на сегодня это потеряло актуальность, да и B-2 является видимой машиной для российских средств слежения, из-за чего последнее в чем этот бомбардировщик был замечен, так это беспосадочный перелет через Атлантику и бомбардировка террористов в Ливии. Это, конечно, была уникальная военная операция, но ведь явно не для этого создавался самый дорогой в истории самолет. «Что касается B-1B Lancer, то данный стратегический бомбардировщик был оборудован американцами не под ядерное применение. Это самолет, который должен прорваться через линию фронта и нанести удар высокоточным оружием. Кроме того, это не очень большая машина, которая несет на себе неглобальную ракетно-бомбовую нагрузку», - заключает Дрозденко. Также нельзя игнорировать тот факт, что эксплуатация, как B-2, так и B-1B, стоит очень дорого, а закупка новых таких машин стоит нереально дорого. Особенно, если взять B-2, который американцы произвели в количестве 21 единицы. «Американцы, понимая, что у России существуют средства, способные нанести удар по территории США, пытаются максимально продлить эксплуатацию своих машин, а также улучшить их боевые характеристики», - констатирует Дрозденко. Это касается не только B-52, но и других американских машин. В частности, F-15, который США хотят довести до уровня 4++. Если же брать B-52, то по годам своего выпуска это самый старый самолет в мире. Именно по выпуску, поскольку в Китае до сих пор эксплуатируются машины, сделанные на базе советского Ту-4, который является копией американского B-29. Солидный возраст B-52 является проблемой для США «Другой вопрос, что B-52 давно сняты с производства, в результате чего, летающие единицы поддерживаются в эксплуатации за счет других машин, причем такая практика из-за общего недостатка деталей является в США массовой», - резюмирует Дрозденко. В целом, как замечает Дмитрий Витальевич, перед нами стандартное явление для США – например, доводка F-15 до поколения 4++ будет проводиться в ситуации, когда у американцев в распоряжении имеются истребители пятого поколения F-35 и F-22. «Это нормальная практика, и американцы здесь просто экономят деньги», - заключает Дрозденко. В то же время, все равно непонятно, как можно без последствий продлить эксплуатацию B-52 до пятидесятых годов двадцать первого века, ведь это беспрецедентно много для мировой авиации, да и даже на флоте не было кораблей, которые служили в течение ста лет. «Сейчас воздушные суда эксплуатируются по текущему состоянию, т.е. периодически делается капитально-восстановительный ремонт, после чего это судно вновь продолжает выполнять свои обязанности», - констатирует Дрозденко. И основная проблема здесь в том, что нужно проводить восстановительные работы, а для этого американцам необходимы стапели и запчасти. И с этим у них есть трудности, которые ВВС США придется как-то решать, поскольку у них нет другого выхода.