Ещё
В Сербии разгорелся шпионский скандал из-за России
В Сербии разгорелся шпионский скандал из-за России
В мире
Путин пообещал сделать американцам «цап-царап»
Путин пообещал сделать американцам «цап-царап»
Политика
Зачем ты сюда едешь?: Вовк возмутило поведение Ротару
Зачем ты сюда едешь?: Вовк возмутило поведение Ротару
Шоу-бизнес
Российские танки перепугали норвежских военных
Российские танки перепугали норвежских военных
Армия

Какие главные опасности подстерегают космонавтов при приземлении 

Какие главные опасности подстерегают космонавтов при приземлении
Фото: Русская семерка
История пилотируемых полетов в космос насчитывает более полувека. В новостях и телевизионных передачах нам рассказывают о подготовке к полетам, самих стартах, научных космических программах. И всегда мало и скупо говорят о том, кто встречает космические корабли на земле первыми.
Вместе с тем очень часто от их профессиональных и оперативных действий зависит жизнь космонавтов. Радость от возвращения на землю из рискованного путешествия может омрачиться не меньшими испытаниями, чем в самом космосе, и необходимостью бороться за жизнь. Сразу найти приземлившихся космонавтов, оказать им техническую помощь и моральную поддержку и доставить в места, где с ними будут работать специалисты, — это задачи вертолетного полка, который в начале космической эры базировался в  . Сегодня одна эскадрилья поисковиков космических кораблей обосновалась там же, в Челябинской области, в городе Южно-Уральске, две других располагаются в Каменск-Уральском . [С-BLOCK]
Как действуют вертолетчики, встречающие космические корабли? За 5–6 дней до прибытия космонавтов экипажи 12 вертолётов отравляются в  на возможное место их приземления: в , или Джезказган. На вооружении поисковой вертолетной части — две модели: Ми-8 занимаются поиском приземлившегося корабля и доставкой к нему специалистов, а 20-тонный Ми-26 транспортирует необходимую для проведения спасательных работ тяжелую технику. Он может поднимать груз, сопоставимый со своим весом. Эту модель используют для перевозки топливозаправщиков, вездеходов и другой крупной техники.
За 24 часа до момента отделения спускаемого аппарата по всему предполагаемому пути движения корабля барражируют вертолеты. контролирует полет до входа в атмосферу, затем спускаемый аппарат принимают под свою опеку штурманы. Они и определяют координаты места посадки. Но как бы тщательно их заранее не рассчитывали, корабль может приземлиться в радиусе 500 километров от предполагаемой точки. Когда космический корабль приближается к Земле на расстояние 6 000 метров, с космонавтами налаживается связь. Если хорошая погода, на отметке примерно в 3 000 метров уже виден парашют, и вертолёты спокойно и заблаговременно поднимаются в воздух. Все этапы встречи и сопровождения корабля постоянно совершенствуются. Учения, на которых отрабатываются все приемы поиска, обычно проходят на авиабазе Упрун в Увельском районе Челябинской области. [С-BLOCK]
В российской космической программе практически все является эксклюзивом. Поисково-спасательный вездеход, созданный еще в 1970-х, до сих пор не имеет аналогов. Благодаря синему цвету и стреле крана среди спасателей он получил романтичное название «Синяя птица». Эта машина способна вывезти капсулу космического корабля из любой пересеченной местности и самого труднодоступного района. Машина вмещает трех космонавтов, экипаж вездехода, есть места и для медиков.
Участники операций по поиску космических кораблей могут рассказать массу захватывающих историй, достойных ярких статей и остросюжетных художественных фильмов!
Как наиболее рискованная и экстраординарная останется в памяти спасателей и космонавтов история экипажа «Союза-23». Пилотировали корабль Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский. Корабль приземлился 16 октября 1976 года. Однако приземлением это можно было назвать условно. Он упал ночью в солончаковое озеро Тенгиз в Казахстане. Водоем был покрыт смесью мокрого снега и льда. Местные называют ее шуга. Двигаться спасательной технике по такой поверхности было невозможно! Невозможно было использовать и вертолеты: ситуация осложнялась темным временем суток, облачностью и туманом. Несмотря на это, экипажу одного вертолета удалось сесть на берег, и его командир Николай Чернавский сумел добраться до капсулы, болтавшейся на поверхности озера, на резиновой лодке. Он поддержал космонавтов, находящихся внутри, не только морально. Николаю пришлось освобождать вентиляционные отверстия от набивавшегося в них льда. Этим он спас космический экипаж от дефицита воздуха. [С-BLOCK]
Еще один запоминающийся случай приземления произошел в 1999 году с «Союзом ТМ-29», который пилотировал международный экипаж в составе командира , бортинженера Жан-Пьера Эньере́ и космонавта-исследователя . При посадке в районе города Аркалык космический корабль загорелся, так как при прохождении плотных слоев атмосферы его внешняя оболочка сильно нагрелась и капсула воспламенила сухую траву. Возникла опасность отравления космонавтов продуктами горения, и тут оперативно сработала поисково-спасательная бригада.
Не менее драматичный эпизод — это посадка корабля «Союз ТМА-11» 19 апреля 2008 года. Его тоже пилотировал международный экипаж в составе командира и двух женщин: астронавта Пегги Уитсон и первой женщины-космонавта Южной Кореи Ли Со Ён. Корабль возвращался с МКС и в нижних слоях атмосферы двигался в режиме неуправляемого спуска. В результате не долетел до точки посадки 425 км, и в отсутствии спасателей космонавты сами выбирались из корабля и тушили пожар, который возник во время приземления. [С-BLOCK]
История приземления экипажа в составе и , ставшая эпизодом российского кинохита «Время первых», требует, чтобы была восстановлена реальная картина спасения. По словам штурмана Владимира Хомколова, служившего в вертолетном полку на Южном Урале и принимавшего участие в спасательной операции, капсула с космонавтами действительно опустилась в пермской тайге, а не в Курганской области, как было запланировано. Но место приземления нашли уже через несколько часов. Основная сложность состояла в том, чтобы быстро обеспечить космонавтов теплой одеждой, едой и вывести их из тайги. Первыми, кто встретил их на земле, были лесники, отправленные командованием. Они помогли разжечь костер, согреться, доставили еду. Теплые летные костюмы космонавтам сбросили с самолета, с неба к ним прилетел и термос с вожделенным борщом, по которому покорители космических просторов жутко соскучились. И не беда, что термос угодил в пень и половина содержимого пролилась. Однако согреть и накормить космонавтов — это было полдела! Главная проблема заключалась в том, как их вывезти! Была мысль перенести их по воздуху внутри капсулы космического корабля, прикрепив ее тросом к вертолету. Но от этой идеи отказались из-за риска столкновения с деревьями. Кончилось тем, что с места приземления Леонов и Беляев ушли на лыжах вместе с присланными к ним лесниками. Лыжню протяженностью 3 км специально для этого случая накатали местные жители, а лесники вырубили большую делянку, необходимую для посадки вертолета, который и увез героев космоса из пермской тайги 21 марта 1965 года.
Что же касается корабля, его эвакуацией руководил командир эскадрильи подполковник Кобзарь. Двухтонный шар прицепили 40-метровым тросом к вертолету Ми-6 и подняли в воздух. За уникальной операцией наблюдала вся округа. Люди, скорее всего, не очень понимали, что стали очевидцами завершения неординарной космической операции.
Видео дня. Воспитатели детсада без остановки ругали детей матом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео