Войти в почту

Исполнилось 130 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева

По словам последователей легендарного авиаконструктора, у него было своеобразное инженерное мышление, которое позволяло ему принимать оригинальные решения, которые воплощались в дальнейшем в самолеты. Сегодня (10 ноября) исполняется 130 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева. Среди выдающихся советских авиаконструкторов Андрей Николаевич занимает особое место. Основоположник отечественного цельнометаллического самолетостроения, он воспитал целую плеяду видных конструкторов и ученых, возглавивших авиационные и космические КБ. На самолетах, созданных под его руководством, установлено более 270 мировых авиационных рекордов. Стратегический ракетоносец Ту-160 — гордость отечественного авиастроения. Самолет, равного которому нет в мире, был создан благодаря Андрею Николаевичу Туполеву — человеку, задавшему вектор развития мирового авиастроения. Еще в начале 20-х годов Туполев первым предложил проект самолета, целиком выполненного из металла. Это была настоящая революция в авиастроении. Его АНТ-2 превзошел по характеристикам и английский «Бристоль», и немецкий «Юнкерс». Для авиации страны советов наступает время стремительного подъема. Начинается эпоха триумфальных перелетов и мировых рекордов, каждый из которых связан с именем Андрея Николаевича. «У него было своеобразное инженерное мышление, которое позволяло ему принимать оригинальные решения, которые воплощались в дальнейшем в самолеты, это начиная с первого металлического самолета и кончая самым большим самолетом, боевым Ту-160», - рассказал Александр Косарев, заместитель Генерального директора по летным испытаниям «ПАО Туполев», директор Жуковской летно-испытательной доводочной базы. Имя Туполева гремело на весь мир, однако, несмотря на его заслуги перед страной, в октябре 1937 года Андрея Николаевича арестовывают по обвинению во вредительстве и сотрудничестве с иностранными разведками. Находясь в заключении, конструктор продолжает работу в закрытом КБ НКВД, так называемой «Туполевской шаражке». В этих тяжелейших условиях на свет появляется Ту-2 – выдающийся бомбардировщик второй мировой, не уступавший в скорости даже истребителям. В июле 1941 года Туполева досрочно освобождают, но полностью реабилитируют его лишь в 1955 году. «Эта вот тема, она была как бы закрыта дома, то есть, дед всегда говорил, что Родину не выбирают, она есть, такая как она есть. Эту вот тему он никогда ни с кем дома не обсуждал. Несмотря на то, что ему конечно досталось в 30-е годы достаточно серьезно», - рассказал «Звезде» Андрей Туполев, внук академика Туполева, советник Генерального директора «ПАО Туполев». После войны Туполев создает первый советский реактивный пассажирский самолет — Ту-104. А чуть позже и дальнемагистральный пассажирский лайнер Ту-114, прототипом для которого послужил символ «холодной войны» - стратегический бомбардировщик Ту-95, который и поныне составляет основу Дальней авиации. «Вне зависимости от годов выпуска, эти самолеты несомненно являются современными с точки зрения своих характеристик, эффективности и в настоящее время конструкторское бюро Туполева ведет работу по увеличению назначенных сроков службы, ресурсов, а также по модернизации и повышению их эффективности», - рассказал Василий Огородников, ВРИО начальника военного представительства КБ Туполева р2-23. Венцом творения Андрея Николаевича стал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. По сути это было еще одно соревнование эпохи «холодной войны». Параллельно с советским лайнером, создавался англо-французский «Конкорд». Отечественные конструкторы не уступили своим западным визави. Все самолеты Туполева объединяет общая черта — их безупречный внешний вид, которому конструктор уделял не меньше внимания, чем надежности своих самолетов. Недаром самый большой в мире сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 называют «Белый лебедь». Легендарный авиаконструктор говорил: «Некрасивый самолет не полетит». Свои «лебединые» изгибы Ту-160 получил уже после ухода из жизни Андрея Николаевича, но отнюдь не без его участия. Создать такую машину в кратчайшие сроки без наработок, полученных в ходе создания Ту-144, было бы просто не возможно. Он любил свои самолеты как собственных детей и навсегда вошел в историю мировой авиации.

Исполнилось 130 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
© ТК «Звезда»