Россия и Индия в контрактах по фрегатам 11356 сделали ставку на перенос технологий и отказ от доллара

Причин, по которым Россия и Индия пока не подписали пакет контрактов по фрегатам 11356‍, может быть несколько – от технических до экономических. О них ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий, капитан 2 ранга в запасе Максим Шеповаленко. "Одна из главных проблем "Буревестников", которые хочет купить Индия – проблемы с силовыми установками, ранее двигатели для таких фрегатов нам поставлял украинский завод в городе Николаеве. Но несколько лет назад Киев запретил военно-техническое сотрудничество – фактически два готовых корпуса остались без двигателей. В России говорили, что разрабатывают собственную альтернативу таким силовым установкам, но пока эта работа еще в процессе – если б РФ могла, она достроила бы корабли своими силами. Другая возможная проблема, которая может быть проблемой при заключении контрактов – цена, а всем известно, что индусы известные мастера поторговаться. Не исключена задержка и из-за стремления Нью-Дели построить часть фрегатов на своей территории – просто не определен порядок трансфера технологий. Мало хотеть получить принципиально новые для себя технологии, нужно быть к этому готовым – как технически, так и подготовить необходимые кадры", - отмечает военный специалист. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) рассказали, что Россия и Индия продолжают согласование контракта на фрегаты проекта 11356 "Буревестник". "Стороны продолжают работу над пакетом контрактных документов", - заявил представитель ФСВТС. Однако ранее индийская газета Economic Times со ссылкой на "информированные источники" сообщила, что Москва и Нью-Дели уже подписали соглашение о поставке двух фрегатов проекта 11356 на 950 миллионов долларов. В целом Индия была готова купить четыре фрегата проекта – два построят в РФ, еще два на индийских верфях. "Еще одной проблемой, которая может оказать влияние на военные контракты – санкции, введенные США против российского оборонного экспорта. Мы помним, что несколько месяцев назад Индия приостанавливала выплаты по уже заключенным контрактам с Россией. Контракты номинированы в долларах – "подвисает" вопрос оплаты и того, в какой валюте заключать сделку. Механизмы расчетов в условиях действующих санкций еще только прорабатываются, и на это тоже нужно время. Индия крайне заинтересована в российских кораблях – это подтверждает история ранее заключенных контрактов. Когда Нью-Дели получит запланированные два "Буревестника" и сама построит еще столько же, то станет обладателем компактного и эффективного флота из РФ. Ранее индийцы уже приобретали две партии по три корабля у России, так что фрегаты 11356 доведут общее число боевых единиц до 10. И на этом не остановятся – очевидно, что флот им выгодно покупать именно у нашей страны", - подчеркивает эксперт. Корабли РФ в Индии Фрегаты проекта 11356 предназначены для нанесения ударов по надводным кораблям и подводным лодкам противника как в ближней, так и в океанской морской зонах, борьбы с воздушными целями как самостоятельно, так и в составе корабельной группы. Фрегаты данного типа вооружены 100-миллиметровой артиллерийской установкой А-190, ударными ракетными и зенитными комплексами, в том числе "Калибр" и "Штиль", торпедным вооружением. На корабле водоизмещением 3620 тонн и длиной 124,8 метра может базироваться вертолет типа Ка-27 и его модификации. Скорость полного хода фрегата - 30 узлов, дальность плавания - 4850 миль. Проект в СМИ оценили более чем в 2 млрд долларов. При этом в рамках так называемого процесса "дедолларизации" сделка может пройти по схеме "рупия-рубль". Она позволит избежать негативного эффекта от санкций со стороны США. В России программа фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота была утверждена в 2010 году. В 2010 и 2011 годах Минобороны РФ заключило два контракта на строительство в общей сложности 6 кораблей. Черноморский флот уже получил три из них – "Адмирал Макаров", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Григорович". "Индия стремится весь флот сформировать из серийных российских кораблей – они привычны и по соотношению "цена-качество" серьезно превосходят американские аналоги. Если проект серийный, то меньше затрат на подготовку учебных мероприятий – обучение экипажей, создание тренажеров, проведение маневров. А индийцы показали, что экономия для них – вопрос немаловажный. По сути Нью-Дели покупает у американцев лишь то, что не может им предложить в военно-техническом сотрудничестве Россия. К примеру, военно-транспортный самолет в той размерности, которую наш "Ил" не выпускает. Базовые патрульные самолеты Россия тоже не выпускает в том виде, который удовлетворит Нью-Дели. Не были доведены до нужных характеристик и российские боевые вертолеты, когда индийцы заключали с США контракт на партию "Апачей". Ранее индийцы покупали корабли у Британии, но поняв преимущества российских аналогов отказались от таких сделок. Потому, на мой взгляд, рано или поздно контракты по фрегатам 11356 будут заключены – проблемы будут решены при общей заинтересованности в сделке. И если лет через 10 на базе "Буревестников" Индия создаст собственный фрегат – это можно только приветствовать. Российская конструкторская мысль не стоит на месте, и к тому времени мы найдем чем удивить покупателей нашего оружия", - заключает Максим Шеповаленко.

Россия и Индия в контрактах по фрегатам 11356 сделали ставку на перенос технологий и отказ от доллара
© ФБА "Экономика сегодня"