Универсальный разрушитель: секрет успеха истребителя Су-30СМ
«Звезда» рассказывает об одном из лучших истребителей в истории, который пользуется заслуженным уважением и спросом во всем мире. Форум «Армия-2018» вновь представил своим участникам и посетителям возможность насладиться полетами на аэродроме «Кубинка». И снова «гвоздем» программы летного показа авиационной техники станут выступления летчиков прославленной эскадрильи «Русские Витязи» на сверхманевренных истребителях Су-30СМ. Если судить по времени заключения первого поставочного контракта с МО РФ (март 2012г.) и первого полета (сентябрь 2012-го), Су-30СМ является самым современным среди всего обширного семейства модификаций самолетов типа Су-27. Даже Су-35С, что считается более продвинутым по ряду технических характеристик, законтрактован в августе 2009 года, через полтора года после начала полетов на опытном прототипе. А вот в строевые части Су-30СМ пришли несколькими месяцами ранее серийных Су-35С: первая тройка перелетела на аэродром «Домна» в ноябре 2013-го, тогда как авиаполк на авиабазе «Дземги» получил свои «тридцать пятые» в феврале 2014-го. Боевое крещение Оба типа показали себя с самой лучшей стороны в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики. Экипажи Су-30СМ и Су-35С сопровождали бомбардировщики и штурмовики в период обострения отношений с Турцией после перехвата Су-24М, а также обеспечивали разграничение зоны ответственности с ведомой США коалицией вдоль реки Евфрат. Коль скоро истребитель – многофункциональный, он был задействован и для нанесения ракетно-бомбовых ударов по незаконным вооруженным формированиям, в том числе – высокоточными управляемыми средствами поражения. Более сотни Су-30СМ поступили на вооружение полков ВКС и морской авиации ВМФ России. Производство продолжается, и в перспективе до 2020-2022гг. будет поддерживаться на уровне 12-14 машин ежегодно. По словам президента ОАК Юрия Слюсаря, готовится к подписанию позднее в этом году дополнительный контракт. Об этом в феврале говорил и заместитель министра обороны России (в настоящее время – вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов. «Предстоит модернизация этого самолета в части адаптации новых авиационных средств поражения», - добавил он. Согласно сообщениям СМИ, объем ожидаемого трехлетнего контракта составит не менее 36 машин. Кроме заказов по линии ГОЗ, поставки Су-30СМ осуществляются в Казахстан (12) и Белоруссию (12). Ведя разговор об экспорте, многие СМИ суммируют заказы на эту модель с более ранними Су-30МКИ, Су-30МКА и Су-30МКМ, разработанными на соответствие специфическим требованиям ВВС Индии, Алжира и Малайзии. Совокупно три страны заказали 348 машин (272, 58 и 18 соответственно), поставки близятся к завершению. Вместе с недавним объявлением о закупке шести подобных самолетов Мьянмой, совокупное число экспортных заказов на «МКИ» и «СМ» вплотную приближается к пятистам единицам. Если же сюда добавить и контракты по линии ГОЗ, то получится свыше шестисот (отдельные СМИ приводят цифру 610). Заметим, что по состоянию на осень 2014 года было немногим более четырехсот, то есть за четыре года общий «портфель заказов» вырос наполовину. На лицо положительная динамика, позволяющая надеяться на дополнительные продажи отечественного авиапрома. Экспортная перспектива сохраняется в ряде стран мира. Желание приобрести Су-30МКИ и организовать его выпуск по лицензии выражали официальные представители Исламской Республики Иран. Перейти к конкретному обсуждению условий можно будет в 2020 году, когда в отношение ИРИ прекратят свое действие санкции по линии Организации Объединенных Наций. Обновленная «Тридцатка» Несмотря на внешнюю схожесть Су-30МКИ существенно отличается от Су-30СМ. Это объясняется сроками создания этих машин. Первый поставочный контракт с Индией подписали в ноябре 1996 году, с МО РФ – пятнадцать с половиной лет спустя. Первый серийный Су-30МКИ поднялся в воздух в ноябре 2000 года, Су-30СМ – почти двенадцать лет после. За это время технической прогресс ушел далеко вперед, что нашло отражение в техническом облике самолетов по линии бортовой аппаратуры. Среди отличий «СМ» от «МКИ» - применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля, Франции и Индии. Так, в кабине летчиков (а она – «стеклянная», с информационным полем на многофункциональных индикаторах с цветными жидкокристаллическими матрицами) изменена номенклатура и расположение приборов. Вместо израильского индикатора на фоне лобового стекла (ИЛС) Elbit Systems SU967 на Су-30МКМ и первом варианте Су-30СМ (впервые показан публично на авиасалоне «МАКС-2013») установлен более продвинутый от фирмы Thales Avionics (SMD55S/ VEN-3022). Более широкий угол обзора, плавный и мягкий вывод информации повысил эргономику кабины. Заявлялось о намерении производителя заменить импортный ИЛС на российский с лучшими характеристиками. Возможно, им станет ИКШ-1М, как на Су-35С. Инерциальная система Су-30СМ – ЛИНС-1000РС вместо INS/GPS Totem компании Thales. Скорее всего, выбранные индийцами радиовысотомер RAM-1701, системы государственного опознавания IFF-1410A, связи INCOM-1012A и предупреждения о радиолокационном облучении Tarang HADF Mk.II также заменены российскими аналогами. Вместо индийской системы радиоэлектронного противодействия на законцовках крыла самолетов ВКС России крепятся съемные контейнеры РЭБ семейства «Хибины». Вместо ракет средней дальности РВВ-АЕ на истребителях ВВС Индии, на истребители ВКС России в Сирии подвешиваются более современные РВВ-СД. Всевидящий «Барс» «Изюминка» самолета – мощная бортовая радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) типа «Барс». Согласно информации его разработчика – НИИП им. В.В. Тихомирова, радиолокационная система управления самолета Су-30СМ предназначена для обеспечения экипажа и систем управления оружием информацией о воздушных и наземных радиоконтрастных целях, их координатах и характеристиках, с точностями необходимыми для принятия решения об атаке и проведения самой атаки авиационных средств поражения. Станция способна обнаруживать воздушные цели, включая малоразмерные (крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты) как в свободном пространстве, так и на фоне земной поверхности. Она автоматически выделяет наиболее опасные, берет их на сопровождение, и, при применении радиолокационных средств поражения, обеспечивает подсветку. Отметим, что «Барс» прошел долгий путь эволюции. Когда в 1993 году российская сторона представила Индии предложение по Су-30К и начались переговоры, иностранный заказчик попросил рассмотреть возможность замены штатной системы управления оружием СУВ-27 на новую, где бы использовался радар с электронным сканированием луча. К преимуществам последнего относят возможность сохранения обзора воздушного пространства при дискретном сопровождении атакуемой цели (целей). Взяв за основу наработки по Н-011, НИИП брался разработать полностью новый Н-011М. Вместо щелевой антенны с механическим сканированием луча, вариант с суффиксом «М» и собственным именем «Барс», получил ПФАР, перепрограммируемый процессор сигналов Ц-551И разработки «Котлин-Новатор» и индийские компьютеры. В комплект вычислительных средств производства дочерней фирмы корпорации HAL в городе Карадоге (штат Керала) вошли Radar Computer I (RC1, взаимодействие с системой управления вооружением) и Radar Computer II (RC2, управление работой БРЛС). Эти и другие новшества позволили создать качественно новый радар, способный работать как по воздушным, так и наземным целям. По сравнению с БРЛС Н-001 «Меч» с антенной Кассегрейна (из состава СУВ-27), максимальная дальность обнаружения цели типа «истребитель» увеличилась со 100-110 до 140км, сопровождения – с 60 до 80км, количество одновременно сопровождаемых целей – с десяти до пятнадцати, число одновременно обстреливаемых радиолокационными ракетами целей – с одной до четырех. Введены новые режимы работы с подстилающей поверхностью, включая картографирование реальным и обуженным лучом, режим синтезированной апертуры, селекция движущихся целей, сопровождение и измерение координат наземных и морских целей. Недостаток ПФАР в виде узкого угла обзора компенсировали введение в конструкцию радара электрогидравлического привода для дополнительного механического поворота антенны. Первый серийный Су-30МКИ с «Барсом» поднялся в воздух в ноябре 2000 года. Радиолокационная система управления вооружением этого самолета существенно отличалась от СУВ-27. Помимо БРЛС (со своими вычислительными средствами) в нее включили центральный процессор боевого применения (mission computer) и запросчик системы государственного опознавания. Обмен информацией строился не по специальным протоколам, а на основе интерфейса ARING-429 и шина передачи данных MIL/STD 1553, как на новейших западных истребителях того времени. Параллельно с постановкой выпуска Су-30МКИ в России и по лицензии в Индии, шла разработка программного обеспечения. Основные усилия направлялись на реализацию дополнительных режимов работы БРЛС и сопряженных с ней систем. Работа заняла несколько лет, за время которых функционал бортового комплекса значительно вырос, обеспечив многофункциональность самолета. Особенно – при обзоре земной поверхности. В частности, стало возможным обнаружение целей типа «группа танков» на дальностях порядка 40-50 км. Наследник МиГ-31 Внимательно изучив результаты достигнутые по программе Су-30МКИ, МО РФ заказало разработку собственного варианта самолета под обозначением Су-30СМ. Введены новые режимы работы, возросли дальности обнаружения и обстрела воздушных и наземных целей. Применение новейших средств поражения, включая ракеты РВВ-СД класса «воздух-воздух» стало возможным благодаря замене бортовой радиолокационной станции Н-011М «Барс» на более совершенный «Барс-Р». Возможно, на «Барс-Р» нашли применения элементы и технологии, разработанные для РЛС Н035 «Ирбис» на Су-35С. Как известно, «Ирбис» создавался в НИИП им. В.В. Тихомирова как логическое продолжение линии БРЛС «Заслон» (на МиГ-31) и «Барса», которых объединяет применение пассивных антенных фазированных решеток с электронным сканированием луча. Изначально, «Ирбис» задумывался как развитие «Барса» с внедрением сверхмощного усилителя передающего канала на базе лампы бегущей волны «Челнок». На самолетах для ВВС Индии (при близком диаметре антенны порядка 900мм) средняя мощность излучения составляет 1,5 кВт, пиковая – 4,5 кВт, подствета цели для наведения радиолокационной управляемой ракеты – 1 кВт. При переходе на «Ирбис» средняя мощность повышалась до 5 кВт, пиковая – 20 кВт, подсвета - 2 кВт. Скорее всего, «Барс-Р» имеет промежуточные значения. Повысить их можно, заменив двигатели и вспомогательную силовую установку на более мощные, как на Су-35С. Заметим, что в 2005 году НИИП предлагал доработки базового Н-011М с повышением числа одновременно обстреливаемых ракетами РВВ-АЕ целей с четырех до восьми, а дальности обнаружения цели типа «истребитель» - со 110-140 до 180-200 км. Ударная мощь Параллельно с линией Су-30СМ, индийские и российские специалисты продолжали наращивание ударных возможностей Су-30МКИ. Важным пунктом стала установка на самолет усиленного центрального узла подвески, годного для размещения крылатой ракеты BRAHMOS-A. Она создана СП BrahMos Aerospace на базе PJ-10 класса «поверхность-поверхность» как вариант с воздушным стартом. Прототип этого грозного оружия под названием «Альфа» выставлялся НПО Машиностроения на авиасалонах МАКС в Жуковском. Снаряд развивает максимальную скорость на крейсерском участке, соответствующую числу Маха полета М=2,8 и несет боевую часть массой до трехсот килограмм. Ракета обладает низкой заметностью и способна выдерживать длительный сверхзвуковой крейсерский полет на низкой высоте, а также прорывать мощные системы противовоздушной обороны противника. Огневое испытание варианта «воздух-земля» датируется 22 ноября 2017 года: доработанный Су-30МКИ осуществил успешный пуск BRAHMOS-A, которая поразила надводную цель у Восточного побережья Индии. «Это технологический прорыв, который войдет в историю как первая в мире комбинация сверхзвуковой крылатой ракеты и истребителя большого радиуса действия», - подчеркнул отметил управляющий директор компании BrahMos Aerospace господин Судхир Кумар Мишра. Представляется, что эта работа заинтересует российских военных. Если применить достижения по линии BrahMos при совершенствовании Су-30СМ, морская авиация получит прекрасный носитель противокорабельных ракет, способных прорваться через мощный заслон ПВО и уничтожить любую плавучую цель. Для воздушно-космических сил лучше подойдет вариант ALCM, который может применяться и по наземным целям в глубине территории противника. С принятием на вооружение Вооруженных Сил России новых ракет для применения с Су-30 значительно повысит ударную мощь авиационной группировки самолетов данного типа.