От почтальонов до разведчиков. Что строят и проектируют авиастроители РТ

В Казани накануне Дня военно-воздушных сил состоялась выставка авиакосмических достижений. Чем может гордиться республика кроме «белого лебедя» и «грозы авианосцев», выяснил «АиФ-Казань». В чём сильны, а в чём скромны? С оборонзаказами у Казани всё в порядке. С минобороны РФ у авиазавода подписан контракт на поставку десяти модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М («Белый лебедь»). Кроме того, на КАЗ возобновляют выпуск «грозы авианосцев» - дальнего бомбардировщика Ту-22М3, 16 августа состоится выкатка первого опытного образца. «Для воспроизводства легендарного самолёта Ту-160 на Казанском авиазаводе ведётся масштабная реконструкция и техперевооружение производственных мощностей, - рассказал замминистра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев. - В производственной кооперации по созданию самолёта участвуют около 200 предприятий страны. Также авиа­завод ремонтирует и модернизирует боевые самолёты дальней авиации Ту-22МЗ, включая работы по обновлению бортового радиоэлектронного оборудования, комплекса управления вооружением, системы жизнеобеспечения экипажа и продлению срока службы. Казанский вертолётный завод сегодня выпускает современные модификации вертолётов серии Ми-8 для внутреннего рынка и Ми-17 на экспорт. С 2010 года минобороны РФ и с 2016 года гражданским потребителям поставляют современный российский вертолёт «Ансат», полностью разработанный и производимый в Казани. В 2015 году получен сертификат типа на вертолёт Ми-38 в гражданском исполнении. Готовится к сертификации первый вертолёт Ми-38Т - транспортный вертолёт для нужд минобороны РФ». А вот в развитие пассажирской гражданской авиации вклад Татарстана скромен. «КАЗ продолжает производство среднемагистрального Ту-214 двойного назначения (грузовых и пассажирских. - Прим. ред.), - отмечает президент Союза авиа­производителей России Юрий Коптев. - В основном это машины для перелёта руководства (заказчик Управделами Президента РФ. - Прим. ред.), в том числе и для Минобороны РФ». Есть наша лепта и в производстве самолёта XXI века МС-21. Этот лайнер должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». Казань является официальным поставщиком не только композитов, но и некоторых агрегатов для этого самолёта. Но такая машина полностью отечественного производства, по мнению Коптева, появится в России не раньше 2021 года. «Этот среднемагистральный самолёт уже проходит лётные испытания, и его планируют запускать в серию. Композиты уменьшают вес крыла, его удаётся сделать длиннее и тоньше, что снижает расход топлива. Самолёт получается дешевле, и теоретически расход топлива будет меньше, чем у аналогов, - говорит начальник центральной заводской лаборатории «КАПО-композит» Артём Вафин. Малыми силами Развивают и малую авиацию. Одним из главных экспонатов выставки стал сделанный в Казани лёгкий самолёт «Мурена» из композитных материалов. Сейчас он проходит лётные испытания. «Это четырёхместный самолёт с двумя двигателями, - рассказал «АиФ-Казань» менеджер компании-производителя Тимур Мардугалямов. - Он полностью из композитных материалов. Для взлёта ему не нужен аэродром, достаточно грунтовой площадки. Его можно использовать как бизнес-такси между городами - в пределах 1500 км, или для мониторинга окружающей среды». В разработке и так называемый региональный самолёт на девять мест. Это также лёгкий летательный аппарат из композитных материалов. Пока он на стадии конструкторской документации. Это будет самолёт - бизнес-такси. «Малая авиация в тяжёлом положении, - признаётся Мардугалямов. - Эта отрасль в России слабо развита. В США в авиации общего назначения, включая малые суда, 300 тыс. бортов. А у нас 4000 на всю Россию. Пропасть огромная. В Европе тоже эта отрасль более развита. У нас аэродромов базирования не так много, где можно обслуживать такую технику. Есть проблема двигателей – мы ставим импортные. В РФ не производят приемлемый двигатель для малой авиации». Разведчики и почтальоны Сразу несколько местных производителей выставили модели беспилотников. «Наши беспилотники закупает Институт Арктики, Росгвардия, МЧС, ФСБ, - рассказала сотрудница компании-производителя Мария Абросимова. - Основная их функция – разведка. Есть и беспилотники-мишени, имитирующие самолёты, чтобы военные учились стрелять по движущимся объектам. Такие мишени (см. фото) приобретает Алжир, Марокко, а также российские военные части. Есть почтовый беспилотник для перевозки малых грузов – посылки весом до 2,5 кг под каждым крылом может перевозить, сбрасывать в нужном месте. Из новых разработок запускается «Элерон-7» с камерой. Он может летать до 4 часов, быстрее или медленнее, в зависимости от задачи». Тяжёлый беспилотник, разработанный в ОКБ им. М. Симонова в Казани, планируют испытать в небе над Арктикой. «Этот беспилотник весом более 7 тонн предназначен для решения задач в гражданской сфере, - пояснила заместитель главного конструктора бюро Наталья Шевелёва. - Размах крыльев порядка 30 м. Благодаря большой продолжительности полёта – до 10 тыс. км – он должен обеспечить высокопроизводительный мониторинг. Это пока проект, беспилотник будет готов до конца 2019 г. Далее планируется его опытная эксплуатация. Предполагаем, что его будут использовать для обеспечения мониторинга Северного морского пути и задач, которые актуальны для Арктики».

От почтальонов до разведчиков. Что строят и проектируют авиастроители РТ
© АиФ Казань