Невидимка с «Калибрами»: почему «Адмирал Горшков» это лучший фрегат ВМФ России
ТРК «Звезда» рассказывает о том, на что способен один из самых технически совершенных фрегатов мира. Спроектированный и построенный в Санкт-Петербурге «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» представляет четвертое поколение отечественных кораблей – носителей управляемого ракетного оружия. За четыре года морских испытаний экипаж выполнил несколько переходов с Балтики на Север, а спустя считанные недели снова прибудет в Североморск, который впредь будет использоваться как постоянное место базирования корабля. Согласно замыслам создателей, фрегат способен решать широкий круг задач: борьба с вражескими надводными кораблями; поиск и уничтожение субмарин; поражение наземных целей в глубине территории противника, на побережье и островах; противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединения или конвоя, огневая поддержка высадки морских десантов. Инновации для ВМФ Согласно юбилейной книге разработчика - «Северного проектно-конструкторскому бюро» (СПКБ), на головном корабле проекта 22350 опробованы инновационные и технологические решения. На самом деле, «Адмирал Горшков, действительно, является одним из самых технически совершенных фрегатов мира. Он относится к четвертому поколению отечественных мореходных боевых кораблей – носителей управляемого ракетного оружия. По совокупности качеств новый фрегат значительно превосходит сторожевые корабли проекта 1135 третьего поколения и созданные на их основе фрегаты проекта 11356 поколения «3+». Завершение проекта 22350 потребовало проведения 22 НИОКР по сравнению с семью для предыдущего проекта 11356. По принятию в состав действующего флота, «Горшков» станет первым крупным ракетным кораблем морской зоны, созданным в России по «безбумажной технологии». Разработка документация на него была выполнена с использованием системы компьютерного проектирования FORAN. Передовые решения по корпусу позволили улучшить мореходные качества, обеспечить боевую работу систем вооружения при волнении моря до 4-5 баллов. Внешне «Горшков» выделяются длинным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Здесь проект 22350 по техническому уровню значительно превосходит 11356 с его конструкцией из стали, выбранной с целью максимально упростить и удешевить производственные затраты. Надстройка и борт нового фрегата выполнены из композиционных материалов для снижения веса конструкции и заметности в инфракрасном диапазоне. Широкое применение композитов в конструкции корпуса и другие решения на внедрение технологий Stealth позволили минимизировать физические поля корабля в заданном диапазоне. Помимо того, СПКБ провело мероприятия, дабы снизить вторичное радиолокационное поле новых фрегатов по сравнению с зарубежными кораблями аналогичного класса. Интересен снимок, сделанный на переходе в Северном море британскими военными. На нем «Адмирал Горшков» снят рядом с кораблем HMS St Albans. На нем видно, насколько у российского фрегата меньше излучение в инфракрасном спектре. Следующим отходом от традиционной практики стал отказ от полностью газотурбинной силовой установки в пользу системы CODAG, где форсажные турбины М-90ФР общей мощностью 40000 кВт используются для «броска», а дизели 10Д49 на 7378 кВт – экономического хода. События на Украине внесли дополнительные поправки: пришедший к власти в Киеве режим Порошенко дал николаевскому предприятию «Зоря – Машпроект» указание не поставлять в Россию по ранее заключенным контрактам морские газотурбинные установки. Их пришлось заменить аналогичными, полностью изготовленными на заводе НПО «Сатурн» в Рыбинске. «Длинные руки» Адмирала Горшкова Прошедший проверку в Сирии ударный ракетный комплекс «Калибр-НК» используется в качестве «главного калибра» корабля. Однако размещенные на проекте 22350 шестнадцать универсальных пусковых установок 3С14 подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон». Пока что ангарное место на головном фрегате закреплено за Ка-27, но в перспективе его займет новейший морской вертолет «Минога», что разрабатывается конструкторским бюро «Камов». «Горшкову» суждено быть первым кораблем-носителем артиллерийской системы А-192М с пушкой калибра 130мм. Одноствольная башенная установка данного типа установлена на баке. Скорострельность - 30 выстрелов в минуту (иностранные источники дают более высокие цифры), максимальную дальность стрельбы - 22 км. А самым технологически продвинутым и сложным видом вооружения фрегата проекта 22350 является корабельная ПВО на базе «Полимент-Редут», с включением в единый контур управления пары бортовых артиллерийских систем «Палаш» с двумя блоками стволов калибра 30мм и упомянутой выше башенной установки А-192М. Основным средством борьбы с воздушными целями выступает зенитно-ракетный комплекс «Редут» с дальностью действия до 150 км. Он уже используется на модифицированном варианте корвета проекта 20380 в связке с РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2». Однако на фрегатах боевая работа «Редута» ведется во взаимодействии с гораздо более мощным радиолокационным комплексом - «Полимент», комплектуемым четырьмя фазированными антенными решетками с электронным сканированием луча. Ты помнишь, как все начиналось? На рубеже веков тогдашний главком адмирал Владимир Иванович Куроедов обнародовал составленную вчерне долгосрочную судостроительную программу, призванную поддержать статус России как ведущей морской державы. Среди прочего, ею предполагалось строительство кораблей дальней морской зоны, включая многоцелевой фрегат (сторожевой корабль) следующего поколения, способный решать как противолодочные, так и ударные задачи. Поисковые работы по фрегатам следующего поколения начались на рубеже веков с вовлечением различных научных организаций промышленности и структур МО РФ. Затем последовало соревнование на лучший проект между опытно-конструкторскими коллективами, где победа досталась СПКБ. Ничего удивительного: за более чем семидесятилетнюю историю предприятия по его проектам для отечественного флота было построено почти шестьсот боевых кораблей общим водоизмещением свыше полутора миллионов тонн. Затем МО РФ провело конкурс среди судостроительных заводов, и выбор пал на «Северную Верфь». Конструкторы порой шутят, что вышеупомянутый завод расположился «на заднем дворе» СПКБ. Как известно, в каждой шутке есть доля правды и, действительно, географически верфь тоже находится в Кировском районе города на Неве. Между тем, организовать четкое взаимодействие между проектантами и строителями всегда проще, когда конструкторское бюро располагается в пешей доступности от места постройки судна по ее проекту. Строительство головного корпуса началось в 2006 году, со спуском на воду через четыре с половиной года. Корабль получил имя Сергея Георгиевича Горшкова - выдающего деятеля советской эпохи, идеолога военно-морского флота великой державы в эпоху ядерного противостояния. Между тем, заводчане в 2009 году заложили второй корпус – «Адмирал флота Касатонов». Он был уже на плаву когда в ноябре 2014 года «Горшков» наконец-то вышел на испытания. Между тем, петербургские судостроители приступили к формированию еще пары корпусов: «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» с планируемым завершением к 2020 году. После многомесячной задержки, вызванной событиями на Украине, третий и четвертый корпуса снова в работе. Для их комплектации на завод - изготовитель поступают судовые турбины российского производства. Перспектива Согласно источникам ТРК «Звезда» в судостроительной отрасли, головной фрегат серии 22350 «Адмирал Горшков» завершил испытания и вскоре будет принят заказчиком. Весной прошлого года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Иванович Королев сказал, что в обозримой перспективе фрегаты проекта 22350 составят основу надводной компоненты отечественного военно-морского флота. А министр обороны Сергей Шойгу поведал о планах МО РФ получить к 2025 году шесть подобных кораблей, а всего построить пятнадцать. Тогда же были анонсированы планы по улучшению базовой конструкции и разработке на ее основе модификации увеличенного водоизмещения с более мощной системой вооружения. Помимо того, нашим партнерам по военно-техническому сотрудничеству предлагается проект 22356 – многоцелевой фрегат на базе 22350. Если на него найдутся заказчики, то будет повышена серийность выпуска, снижена стоимость единицы продукции, а отечественная промышленность получит загрузку на много лет вперед.