СМИ: лишь половина из 280 поставленных заказчикам истребителей F-35 пригодна к полетам

ВАШИНГТОН, 5 марта. /Корр. ТАСС Александр Пахомов/. Лишь 51% из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 новейших истребителей пятого поколения F-35 могут совершать полеты. Об этом сообщил специализирующийся на военной тематике интернет-портал Military.com, ссылаясь на вице-адмирала Мэта Уинтера, директора отдела министерства обороны по реализации программы разработки и закупки этого многоцелевого истребителя. Уинтер на брифинге для журналистов в конце прошлой неделе отметил, что на многих из этих самолетов, которые производит корпорация Lockheed Martin, выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов, а также с программным обеспечением. Особенно на тех, которые были отправлены в войска и за рубеж в первых партиях. Так, среди F-35, поступивших со второй по четвертую партии, эксплуатируются лишь от 40% до 50%, с девятой по десятую партии - от 70% до 75%. По словам вице-адмирала, нарекания, в частности, вызывает Автономная логистическая информационная система (ALIS) - программа, которая позволяет F-35 производить самодиагностику, призванную выявить блоки, дающие сбои или находящиеся на грани выхода из строя. Зачастую она выдает ложные данные, вынуждая механиков демонтировать те или иные части или блоки и отправлять их на проверку. Ситуация же с запасными деталями для F-35 по-прежнему остается напряженной, т. к. корпорация все свои производственные мощности задействовала на выполнение заказов на этот истребитель от Пентагона и других стран, и все равно делает это с задержками. "Если вы можете позволить себе купить что-то, но вынуждены держать это на стоянке, потому что не имеете возможности пользоваться, то толку от этой покупки мало", - заметил вице-адмирал. Он также посетовал на то, что Lockheed Martin "слишком медленно снижает цену" на F-35. Сейчас Пентагон платит за каждый истребитель примерно $100 млн. Если такая же цена останется за следующие 620 самолетов, которые корпорация должна поставить к концу 2021 года, то для Пентагона это "будет неприемлемо", подчеркнул Уинтер. В бюджете минобороны на 2019 финансовый год, который начнется 1 октября текущего календарного года, предусмотрены средства на закупку 48 F-35A - базовой модели для ВВС, хотя ранее предполагалось приобретать по 60 истребителей в год. Реагируя на критику со стороны главного заказчика, официальный представитель Lockheed Martin Майкл Фридман отметил, что "в случае наращивания количества выпускаемых истребителей и реализации корпорацией инициатив по снижению расходов на их производство, мы планируем уменьшить цену до $80 млн за F-35A к 2020 году". Самая дорогостоящая оружейная программа F-35 спроектирован с применением технологии stealth и способен нести ядерное оружие. Вместе с Lockheed Martin над ним работал еще ряд ведущих подрядчиков Пентагона. В проекте принимали участие некоторые страны НАТО и Австралия, которые собираются закупить около 730 истребителей. Они, в частности, уже поступили на вооружение Израиля, Норвегии и Японии. F-35 выпускается в трех модификациях: для ВВС - F-35A, Корпуса морской пехоты - F-35B и ВМС - F-35C. В варианте для морпехов самолет может осуществлять вертикальный взлет и посадку. Производство F-35 базируется в Форт-Уорте (штат Техас), есть также предприятия по конечной сборке истребителя в Италии и Японии. По мнению экспертов, выполнение программы сталкивается с проблемами в основном из-за того, что Lockheed Martin начала поставки самолетов в войска, не завершив полностью их испытания и доводку. Конструкторы все еще продолжают вносить изменения в те или иные блоки и программное обеспечение. На разработку F-35 было затрачено свыше $46 млрд. Изначально Пентагон объявлял о намерении приобрести 2 тыс. 443 самолета к 2034 году и эксплуатировать их до 2070 года. Однако председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд в 2015 году заявил, что минобороны, "учитывая развивающуюся оборонную стратегию" и распоряжения политического руководства, пересматривает эти замыслы в сторону сокращения их масштабов. Согласно прогнозам экспертов, в целом реализация этой программы обойдется в $1,5 трлн: 406,5 млрд пойдут на закупку и 1,1 трлн - на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Данный проект - самый дорогостоящий на настоящий момент в истории США.