Погода, техническое состояние или человеческий фактор — Следственный комитет рассматривает три версии причин катастрофы пассажирского АН-148 в Подмосковье. Самолет авиакомпании «Саратовские авиалинии» упал в воскресенье днем в Раменском районе на пятой минуте полета. На борту находилось 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Выживших нет. На месте трагедии пока найден лишь один из двух бортовых самописцев. Самолет АН-148 выполнял рейс «Москва — Орск». Он вылетал из «Домодедово». «Саратовские авиалинии» — единственная компания, осуществляющая авиаперевозки по этому маршруту. Альтернатива — двое суток поездом. Ан-148 — двухдвигательный самолет. Разработан конструкторским бюро им. Антонова на Украине в начале 2000-х годов. Борт «Саратовских авиалиний» был собран в Воронеже. Эксплуатация самолетов началась в июне 2009-го. За все это время до нынешней катастрофы был потерян один Ан-148 — самолет разбился во время учебно-тренировочного полета перед передачей заказчику. Лайнер, разбившийся в Подмосковье, провел в воздухе всего четыре минуты. С самого начала выдвигалось несколько версий: столкновение с другим воздушным судном — этот вариант довольно быстро опровергли, попадание в двигатель птицы, возгорание двигателя — некоторые очевидцы говорили, что видели падающий самолет, который уже горел. Озвучивалась версия, возгорания на борту какого-нибудь гаджета. Летчик гражданской авиации, инструктор в тренажерном центре «Боинг» Алексей Базеев считает, что проблему нужно искать в двигателе: Алексей Базеев летчик гражданской авиации, инструктор в тренажерном центре «Боинг» «Что-то случилось с тягой двигателей. То есть самолет набирал высоту, нормально двигатели тянули. Потом отказывает или что-то случается с одним двигателем, представляете, тяга сразу падает на 50%. Сразу, естественно, самолет просаживается». При этом конструкция АН-148 позволяет сажать его и на одном двигателе и даже без них, говорит заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Олег Смирнов заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора «Этот самолет прекрасно летит на одном двигателе. Мало того, у АН-148 такое крыло, которое летит замечательно без работающих двигателей. Это бы он сделал. Но он этого не сделал, потому что не было возможности. Командиру корабля не хватило даже доли секунды, чтобы перенести палец руки со штурвала на кнопку радиопередатчика и передать о какой-то нестандартной ситуации, создавшейся на борту. Это говорит о том, что произошло нечто экстраординарное, быстрое, которое лишило командира корабля даже доли секунды передать». С тем, что во время полета произошло что-то абсолютно неожиданное, согласны все опрошенные Business FM эксперты. Неожиданное и возможно, очень странное. По некоторым данным, лайнер сначала набрал высоту примерно 1,8 тысячи метров, затем опустился до 1,5 тысяч, далее снова поднялся до 1,8 тысячи, снизился до 900 метров и исчез с радаров. Комментирует летчик, бывший пилот гражданской авиации Олег Башмаков: Олег Башмаков летчик, бывший пилот гражданской авиации «Возможно, какие-то были затруднения в технике пилотирования, потому что если он достиг высоты 1800, а затем провалился за полторы тысячи, здесь может быть ошибка в технике пилотирования. Такие вещи редко, но бывают. Я не знаю, кто за штурвалом сидел. Может, пилотировал второй пилот, менее опытный». Командир разбившегося в Подмосковье самолета Валерий Губанов имел пять тысяч часов налета. Второй пилот налетал на АН-148 812 часов, сообщили в авиакомпании «Саратовские авиалинии». После катастрофы СМИ стали сообщать о частых задержках рейсов «Саратовских авиалиний». Один из пилотов АН-148 сообщил Business FM, что финансовая обеспеченность компании оставляла желать лучшего. Александр пилот АН-148 «Насколько мне известно, что не очень хорошо она следит за обслуживанием самолета. Вернее, она следит хорошо, но исходя из своих ресурсов, а ресурсов у этой компании немного». В воскресенье в офисе «Саратовских авиалиний» началась выемка документов. Впрочем, это стандартная процедура при авиакатастрофах. Что касается погоды, то по данным синоптиков ничего особенного в момент аварии с погодой не происходило, однако некоторые летчики утверждают, что как раз такие условия способствуют появлению наледи. Продолжает заслуженный пилот России Виктор Саженин: — Вопрос первый: обрабатывался ли самолет противообледилительной жидкостью в «Домодедово» перед вылетом. Вопрос второй: насколько качественно, насколько симметрично было обработано левое-правое крыло. Третье — разводилась ли эта жидкость. Бывает, что ее разводят на 50% водой. Это допускается тоже в зависимости от температуры. — А как вообще сейчас идет контроль за обработкой антиобледенительной жидкостью? — Значит, вся ответственность лежит на экипаже, целиком и полностью. Он принимает решение об обработке противообледенительной жидкостью. О возможных последствиях подобных ошибок экипажа и соответствующих служб аэропорта Business FM рассказал вице-президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. Виктор Заболотский вице-президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР «А если антиобледенительной нехорошо обработали, то есть остатки льда на поверхности взлетно-посадочных устройств, то тоже это может привести к тому, что это несинхронная уборка закрылков и предкрылков, может просто перевернуть самолет». Источники РБК, знакомые с ходом расследования сообщают, что двигатели Ан-148 работали вплоть до столкновения с землей. По данным собеседников издания, версия теракта тоже рассматривается, но она вряд ли станет приоритетной: эксперты-взрывотехники не нашли на обломках следов взрывчатых веществ. Один из очевидцев сообщил «Интерфаксу», что на месте крушения самолета образовалась воронка глубиной 2,5 и диаметром порядка 17 метров. Внутри воронки разбросаны мелкие обломки самолета, часть из которых сплавилась между собой. Остальные фрагменты воздушного судна обнаружены в радиусе километра. По словам экспертов, это позволяет предполагать, что полностью заправленный топливом самолет, скорее всего, взорвался при ударе о землю. В пользу этой версии говорит и заявление министра транспорта России. Максим Соколов, находясь на месте трагедии, сообщил, что опознать погибших без проведения генетической экспертизы будет невозможно. За последние пять лет это уже пятая крупная авария с большим числом погибших россиян. 2013 год. Казань. 2015-й — теракт над Синаем. 2016-й — катастрофа на рейсе «Дубай — Ростов-на-Дону» и борт Минобороны, упавший в Черное море при вылете в Сирию из Сочи. Понедельник, 12 февраля, в Оренбургской области объявлен днем траура.