Войти в почту

Проверенный Сирией: истребители Су-30СМ доказали свою высокую эффективность

Закупка новой партии истребителей Су-30СМ для нужд ВКС РФ является правильным решением со стороны Министерства обороны – считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин. Россия продолжает закупку истребителей направления Су-30 Дело в том, что заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе посещения Иркутского авиационного завода сообщил, что в 2018 году это предприятие должно передать военному ведомству 14 истребителей Су-30СМ. Отметим, что Су-30СМ создан на базе платформы Т-10, которая стала предтечей советского истребителя четвертого поколения Су-27, а затем и целого семейства новейших российских истребителей так называемого поколения 4+. Изначально, эта машина в виде модификации Су-30К была разработана специалистами ОКБ «Сухого» для внешнего рынка и была, по своей сути, коммерческим вариантом учебного советского истребителя-перехватчика Су-27УБ. В конструкцию были внесены небольшие изменения, но, в целом, смена индекса все равно являлась маркетинговым ходом. Именно так в девяностые-нулевые годы в российском ОПК появились такие машины, как Ми-25, Ми-35, Ми-17, Т-90, Су-30, которые являлись развитием заслуженных советских платформ. Естественно, их внутренняя начинка и боевые качества превосходили предыдущие модификации, но это является практическим следствием любой модернизации. Су-30 является универсальным истребителем-перехватчиком Модификацией Су-30К работы над этим направлением не ограничились, после чего появились Су-30КН, Су-30МК, Су-30МК2. Именно на базе этих разработок были построены истребители по контрактам с такими странами, как Вьетнам, Алжир, Индия и Малайзия. В свое время, это позволило загрузить ОКБ «Сухого» работой и подготовить базу для таких машин, как Су-30М2 и Су-30СМ уже для российских Вооруженных сил. Здесь нужно отметить, что изначально в рамках направления Су-30 развивалось две линии – для поставок на экспорт и для внутренних нужд, причем истребитель для ВКС РФ превосходит по своим качествам экспортный вариант. Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что при закупке истребителей и военной техники для нужд ВКС РФ российское Министерство обороны преследует определенную логику действий. «Подобные решения принимаются в зависимости от того, какие военные задачи у России на сегодня приоритетны и какие вообще у нас есть перспективы развития данной ситуации в будущем. После объективного анализа и делается заказ на закупку той или иной военной техники, включая и модификацию истребителей», - констатирует Жилин. Российским ВКС требуются все новые и новые машины По словам Александра Ивановича, самолеты направления Су-30 отлично проявили себя в ВКС РФ и выполнили все поставленные перед собой задачи, поэтому решение о пролонгации данного контракта не вызывает удивления. «Речь идет о том, чтобы поставить эти машины на вооружение, обучить летный состав – ведь мало закупить военную технику, надо еще подготовить пилотов для ее эффективного использования. Летчика ведь не просто сажают в кабину, и он отрабатывает такие нехитрые приемы, как взлет и посадка. Все происходит не так – самолеты поставляются в авиационный центр, хотя бы в тот же Липецк, и начинается эффективная подготовка пилотов», - резюмирует Жилин. При этом, как замечает эксперт, пилоты, которые там работают, становятся не столько летчиками, сколько учеными, которые отрабатывают тактику работы с этим аппаратом, а также дают рекомендации всему летному составу ВКС РФ. «Это все длительный процесс, поэтому, чтобы работа истребительных частей ВКС РФ шла нормально, требуются все новые и новые машины для подготовки экипажей и несения боевой службы», - заключает Жилин. Конкретная поставка всегда зависит от требований покупателя Что касается Су-30СМ, то наряду с этой машиной на платформе Т-10 созданы и такие боевые истребители, как Су-27СМ и Су-35С, который является самой совершенной боевой машиной, из тех, что были приняты на вооружение ВКС РФ. «Все дело в том, что на предприятиях ОПК действует стандартная схема «продавец-покупатель», где последний формулирует то, что он бы хотел получить в итоге. Исходя из этого, идет доработка той или иной модели, после чего машина поставляется на вооружение ВКС или других армий по международному контракту», - констатирует Жилин. Покупатель всегда предъявляет какие-то требования – к типу самолета, его скоростным качествам и конкретным боевым характеристикам. В соответствии с этим, затем изготавливается определенная модификация боевой машины. «Соответственно, ВКС РФ закупают все эти модификации Т-10 для того, чтобы выполнять определенные боевые задачи, что вполне логично для специфики отечественных вооруженных сил», - констатирует Жилин. Кроме того, у нас есть боевой опыт в Сирии, где истребители не вступали в прямые боевые действия, но постоянно противостояли военно-воздушным силам других государств, причем в первую очередь – стран-членов НАТО. «Здесь можно сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло, поскольку в реальных боевых условиях самолеты ВКС РФ смогли продемонстрировать свою кондиционность и высокую эффективность. При этом, здесь не надо забывать про то, что в этом вопросе работает система «человек-машина», поэтому от качества подготовки экипажа при выполнении столь сложных боевых задачи зависит не меньше, чем от характеристик военной техники», - заключает Жилин.

Проверенный Сирией: истребители Су-30СМ доказали свою высокую эффективность
© ФБА "Экономика сегодня"