Войти в почту

Неотразимый удар секретной "Булавы"

10 января 2013 года была принята на вооружение России межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р-30 "Булава" (по кодификации НАТО — SS-NX-30). Точные тактико-технические характеристики ракеты официально нигде не публиковались. По данным из открытых источников, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, способную нести от одного до десяти боевых блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу. Общий забрасываемый вес — 1150 кг. "Булавой" вооружены ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей" и "Борей-М". Каждая субмарина способна нести до 16 таких ракет. По состоянию на январь 2018 года в составе Военно-морского флота (ВМФ) три субмарины проекта "Борей", вооруженные Р-30: К-535 "Юрий Долгорукий", К-550 "Александр Невский" и К-551 "Владимир Мономах". По модернизированному проекту "Борей-А" строится еще пять подводных ракетоносцев. Начаты работы по созданию атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками "Борей-Б". От "Барка" к "Булаве" История создания "Булавы" полна драматизма. С конца 1980-х годов ученые вели исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок четвертого поколения ("Борей"). Первоначально предполагалось модернизировать ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39, установленный на ракетоносцах предыдущего поколения (проект 941 "Акула"). Этим проектом занимался традиционный разработчик — КБ машиностроения (ныне — Государственный ракетный центр имени Макеева). Правительственная комиссия приняла решение заменить "Барк" на морской аналог мобильного наземного комплекса "Тополь-М", который был легче Р-39УТТХ, успешно прошел все испытания и уже был принят на вооружение в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). В результате в 1998 году тема "Барк" была закрыта, а проектирование новой субмарины — передано Московскому институту теплотехники (АО "Корпорация "МИТ"), который до этого специализировался на "сухопутных" твердотопливных ракетах (в частности, "Тополь-М"). Главные конструкторы проекта — Юрий Соломонов (до сентября 2010 года) и Александр Суходольский. Ряд военных экспертов уверяли, что институт сможет создать субмарину, унифицированную с "Тополем-М", что позволит сэкономить военный бюджет и упростить технологические цепочки. МИТ вел эскизное проектирование "морской" ракеты с начала 1990-х. Проект получил шифр "Булава". Для ускорения работ и экономии средств было решено отказаться от испытательных пусков со специального погружаемого стенда. После трех успешных бросковых испытаний макета "Булавы" было решено начать тестовые пуски с подводной лодки — модернизированной субмарины ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941УМ "Акула". Критическая "Булава" 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 года и признан "частично удачным". Следующий запуск (первый из подводного положения) — 21 декабря 2005-го — был успешным. После этого министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года. Однако следующие шесть пусков в 2006–2008 годах сопровождали различные технические проблемы, и принятие ракеты на вооружение откладывалось. В то время многие СМИ начали критически отзываться о "Булаве". По мнению Литовкина, особенно старались те, "у кого был отнят заказ на свою ракету для проекта 955". "Они делали вид, что не помнят, что при создании их собственной ракеты Р-39 для крейсера 941-го проекта больше половины первых 17 испытательных пусков тоже были неудачными", — говорит эксперт. Тем не менее "Булава" доказала свою работоспособность и эффективность. С 2011 года испытательные пуски проводились с головной субмарины проекта 09550 — атомного подводного ракетоносца "Юрий Долгорукий". В рамках программы совместных госиспытаний пуски выполнили в августе и октябре, а 28 декабря 2011-го был осуществлен залп двумя ракетами. 10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на "Юрии Долгоруком" ракета Р-30 была принята на вооружение. При этом летно-конструкторские испытания "Булавы" продолжались еще несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013-го был назначен дополнительный цикл испытательных запусков. Всего с 27 сентября 2005-го по 26 июня 2017-го произвели 26 пусков, из них 14 признаны успешными, остальные — частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступеней. Главный калибр Официальные тактико-технические характеристики "Булавы" в открытой печати не публиковались. Но известно, что стартовая масса ракеты — около 36,8 т, забрасываемый вес — 1150 кг, длина в пусковом контейнере — 12,1 м, диаметр — 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность — до 10 000 км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять, от 120 до 350 м. "Булава" — основное оружие подлодок класса "Борей". Они могут запустить ее из-под толщи арктического льда. Субмаринам старых проектов типа "Кальмар" и "Дельфин" для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке. "Бореи" могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря "старому" проекту лодки с ракетным комплексом "Барк". На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом. Непрерывно без всплытия выполнять боевые задачи в любых точках мирового океана "Бореи" способны три месяца, при этом находясь на глубине около 500 м. На Западе эти лодки уже окрестили "глубинными монстрами". Как заявил в 2014 году телеканалу "Звезда" командир группы БЧ-2 на подлодке "Юрий Долгорукий" капитан-лейтенант Александр Калинин, если сравнивать эту субмарину с предыдущими поколениями и зарубежными кораблями, то "они отдыхают". "И по скорости и по другим характеристикам. Корабль очень хороший, бояться стоит его. И правильно они (на Западе) делают", — сказал он. Для "Бореев" за пять лет Минобороны приобрело 102 баллистические ракеты. В ноябре 2017 года на заседании коллегии Минобороны стало известно, что начаты работы по созданию атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками "Борей-Б". По словам источника, "Борей-Б" получит корпус своего предшественника, но благодаря установке нового водометного движителя его шумность значительно снизится. "В субмарину внесут и другие новинки", — добавил он. Серийное строительство начнется с 2023 года и будет насчитывать не менее четырех единиц. Сейчас в стадии строительства находятся пять подлодок типа "Борей-А". Последний корабль этой серии, "Князь Пожарский", был заложен в декабре 2016 года. В этом году ожидается, что в состав ВМФ войдет головной подводный стратегический ракетоносец проекта 955А ("Борей-А") "Князь Владимир". Испытания субмарины проходят на Северном флоте. Подготовил Роман Азанов В материале использованы данные "ТАСС-Досье"