Ирлан Хугаев: главное в чтении - дать жизнь тексту
Анна Кабисова Чемпионат "Звучи" организован доцентом кафедры русской и зарубежной литературы СОГУ Оксаной Кравчук и выпускницей филологического факультета СОГУ Светланой Макаренко. Чемпионат проходил в три тура. В первом туре участники читали произведения русской классики, во втором ¬- зарубежной, а в третьем читали поэзию. Согласно правилам, участник выходил на сцену и выбирал один конверт, в котором лежала книга. Участник называл имя автора, название произведения и читал без подготовки выбранный отрывок в течение 1 минуты. Жюри оценивало в баллах от 1 до 6 чтение по двум критериям: "техника" — отсутствие неправильного ударения, запинок, пропущенных слов и букв, потери ритма (в стихах), и "артистизм" — субъективное ощущение члена жюри, понимает ли участник то, что читает. В зависимости от "градуса" и ставится оценка. По итогам чемпионата гран-при выиграла студентка третьего курса Яна Тедеева. Своими впечатлениями о чемпионате поделился с корреспондентом Sputnik член жюри — поэт, писатель, актер, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН Ирлан Хугаев: — В наш меркантильный век такие мероприятия крайне желательны; пользуясь случаем, от всего сердца благодарю организаторов и участников. Задача конкурсантов была нелегкой. Шутка ли: открыть книгу и с первых слов, уже по ходу чтения, угадать настроение, душу текста и выбрать нужную интонацию и оптимальный темп. С полной ответственностью утверждаю, что физики или химики с таким заданием не справились бы. Значит, наши студенты на своем месте: их филологическое дарование налицо. Я бы, честно говоря, принимал на филфак уже по результату такого чтения: его вполне достаточно, чтобы установить безошибочно, филологическое ли устроение у того или иного абитуриента или нет. Да и у членов жюри задача была нелегкая: не успеешь осознать образ — уже балл надо ставить. Предложенные нам критерии — техника чтения и артистизм — вполне исчерпывают феномен и позволяют дать объективную оценку; но в каждом отдельном случае она корректируется специфическими соображениями, которые нельзя учесть никакой системой критериев… Несколько лет назад я был уже на филфаке на аналогичном мероприятии, хотя и по-другому организованном. На этот раз читали намного лучше. Как это ни парадоксально, я предполагаю, что это потому, что конкурсанты читали незнакомый текст. Боюсь, что если бы они выступали с заранее подготовленными текстами, снова победили бы артистизм и техника, а Пушкин и Вяземский проиграли бы. Я хочу сказать, что главное в чтении — дать жизнь тексту, а не своим эмоциям, выразить автора, героя (лирического или эпического), а не самого себя. Мне категорически не нравится, как читают стихи и прозу некоторые даже выдающиеся актеры: у них преобладает именно эта ложная посылка; они уверены, что они сами, их интерпретация важнее текста. Несколько паразитическая концепция. Чемпионат по чтению "Звучи" Величайшим пианистом последнего времени считается Святослав Рихтер; а, между тем, специалисты говорят, что он максимально объективен; его величие — в самоотверженности, в сдержанности. Он не хлопочет — он хочет выразить первоисточник, а не самого себя. Он ищет не Рихтера, но Баха, Шопена и Шуберта. Читая стихи и прозу, мы тоже должны, как учил Константин Станиславский, любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Вот он, знак времени: мы любим себя в искусстве, себя в науке, себя в политике… себя в жюри, а не жюри в себе… Ярмарка тщеславия! Когда читали мои стихи — был одновременно и смущен, и польщен; немного подосадовал, что в последнем катрене конкурсант поставила неверное ударение, отчего рифма увяла и финал смазался. Но это замечание — пустяки. В сравнении с моей благодарностью… Чемпионат по чтению "Звучи" Во время паузы перед финальной частью конкурса я позволил себе реплику, о которой потом пожалел. Я хотел нежно упрекнуть студентов в их некоторой предвзятости, при которой некоторых иностранных авторов они встречали радостными аплодисментами, как старых добрых знакомых, — а русских классиков приветствовали прохладно, как скучную неизбежность. Но получилось, что я как бы посетовал на некие недостатки в преподавании русской литературы. Прошу прощения у коллег-русистов. Я вовсе не то хотел сказать. Ставлю себе двойку за эту реплику. Я хотел сказать, что мы, к сожалению, подтверждаем сомнительное правило, что нет пророков в своем отечестве. Я хотел сказать, что у нас не должен замыливаться глаз на родную литературу. Ни один преподаватель не сделает за нас нашей работы. Каждый должен сам для себя открыть и Чехова, и Достоевского. Желаю всем читать. Филолог прежде всего — хороший, честный читатель. Каждый филолог должен читать в день хотя бы одну страницу хорошего художественного текста: это выводит сознание на нужную волну и дает разминку эстетическому чувству. И лучше — читать вслух. Не обязательно громко, но стараясь четко артикулировать. Цицерон читал на досуге, набрав в рот камешков: так он тренировал, заодно с чувствами, и органы речи. О целях и задачах чемпионата рассказала корреспонденту Sputnik Выпускница филологического факультета СОГУ, сотрудник медиа-группы "Ярче" Светлана Макаренко: — Уже два года подряд во Владикавказе проходит всероссийский чемпионат по чтению вслух "Открой рот", который был придуман в Новосибирске в 2011 году. Это замечательный проект и вот мы решили провести такую мини-версию на своем факультете в СОГУ. Инициатором выступила доцент кафедры русской и зарубежной литературы СОГУ — Оксана Сергеевна Кравчук. Цель мероприятия — популяризация чтения, мы хотим показать, что есть люди, которые любят и хотят читать. Важно делать это вместе, потому что читающие люди часто чувствуют себя какими-то замкнутыми, изгоями, сидят себе дома с книжками, а участвуя в подобных мероприятиях, любители чтения могу почувствовать единение. Чемпионат по чтению "Звучи" Если говорить о разнице между чтением вслух и чтением про себя, то, конечно, любой публичный акт выступления — очень волнительный момент и не все это умеют, но это важный навык, который очень нужен в жизни. Кроме того, чтение вслух дает иное восприятие текста, особенно когда речь идет о поэзии, — чтение поэзии "про себя" не дает почувствовать всю звуковую игру слов и их сочетаний. Что касается того, какие произведения выбираются для чтения, то, например, для чемпионата "Открой рот", тексты присылает федеральный центр. А так как мини-чемпионат "Звучи" — наша частная инициатива, то выбором занималась я. Критерии, которыми я руководствовалась при выборе, просты — я выбирала отрывки из произведений, которые "не проели всем мозг" со школьной программы, отрывки, которые могут открыть новых писателей, а классиков представить в свежем необычном качестве. Да, действительно, мы видим, что участников мужского пола, в чемпионате всего два, но интересно, что чем дальше в Россию, тем больше мальчиков-участников. Может быть дело в том, что в Осетии мужчинам не пристало проявлять чувства вслух, поэтому они сидят тихонько и читают про себя.