Сказка про белого бычка. На чём будет летать стратегическая авиация России
Россия продолжает модернизацию дальней военной авиации. Так, в Казани в четверг, 16 ноября, выкатили первый опытный образец бомбардировщика Ту-160М2. А в 2018 году «Туполев» начнёт модернизацию дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Ещё один «символ ядерного сдерживания» Ту-95, более известный как «Медведь», уже отпраздновал своё 65-летие на боевом посту. В то же время продолжается разработка «стратега» нового поколения ПАК ДА, который, как сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, сможет выполнять задачи всех вышеперечисленных самолётов, при этом стоить он будет дешевле, чем Ту-160. НСН решила разобраться, реально ли создать новейший стратегический бомбардировщик пятого поколения, который обойдётся бюджету дешевле, чем существующий флагман стратегической авиации России Ту-160. БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Совершенно безответственной такую информацию в беседе с НСН посчитал авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич. «Это несерьёзно. Самолёт, который создаётся на современном уровне и оборудовании, не может стоить дешевле тех, которые строили когда-то. Поэтому это заявление совершенно безответственно», — заявил эксперт. Однако не все оказались столь критичными. Например, первый зампред комитета Совета Федерации по безопасности и обороне Франц Клинцевич рассказал НСН, что позволит снизить стоимость ПАК ДА. «Конечно, ПАК ДА будет дозвуковой, но он будет малозаметен, будет нести большую нагрузку, а с использованием композитных материалов он станет эффективнее, крепче, дешевле. Это будет абсолютно другой уникальный летающий функциональный бомбардировщик дальней авиации», — заверил сенатор. С мнением Франца Клинцевича согласился и бывший военный летчик, майор ВКС РФ в отставке Виталий Соколовский. В беседе с НСН он уточнил, что раньше подобные технологии применялись только в гражданской авиации. «Если Ту-160, Ту-95, Ту-22М3 были разработаны ещё в советское время, когда кроме металлических поверхностей не производили ничего, то сейчас многие самолёты производят из сверхлёгких материалов, которые дешевле по производству и по себестоимости. Они прочные, но лёгкие. Пока что по этим технологиям разрабатывались только гражданские самолёты», — отметил пилот. СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА В то же время Виталий Соколовский уточнил, какие нововведения позволят ПАК ДА заменить любой самолёт дальней авиации. «Если ПАК ДА будет изготовлен из сверхлёгких материалов и сможет выполнять фигуры высшего пилотажа, испытывая при этом перегрузку до 10g, то это будет непобедимый самолёт, который может заменить все эти (имеются в виду Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 — НСН) самолёты, если им оснастят авиацию», — считает авиаэксперт. С таким оптимистичным прогнозом не согласился Вадим Лукашевич. «У нас сейчас на вооружении стоит многократно модифицированный самолёт Ту-95МС, сверхзвуковой двухрежимный Ту-160, также к самолётам дальней авиации с большой натяжкой можно отнести модификацию Ту-22М3. Дозвуковой бомбардировщик уже по определению не сможет заменить существующий парк дальней авиации. То есть мы говорим о чудо-оружии, которое заменит всё существующее, но при этом будет дешевле каждого из них. Это сказка про белого бычка», — возмутился конструктор. СКАЧОК ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЕ Более того, как подчеркнул в беседе с НСН Вадим Лукашевич, России будет очень сложно с третьего поколения стратегических бомбардировщиков перейти сразу к пятому. «Наш потенциальный противник постоянно делает новые самолёты. Ту-160 — это наш ответ на американский бомбардировщик B-1А, потом B-1B. Но после этого американцы сделали B-2. А мы не ответили ничем. Мы пропустили целое поколение машин! Следующее поколение подразумевает создание беспилотных машин большого радиуса действия. Его автоматика должна безупречно работать, то есть должна быть помехоустойчивая связь, которую обеспечит спутниковая группировка на орбите. Это очень дорого и сложно. Нам это не по зубам», — объяснил эксперт. Стоит напомнить, что в 2018 году финансирование космической военной программы США вырастет на 20 процентов. 10 ноября министр и начальник штаба ВВС США Хезер Уилсон и Дэвид Голдфин заявили, что именно переход в космос позволит обеспечить должную защиту от агрессии других стран, не уточнив при этом каких именно. В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан первого ранга Константин Сивков, служивший в Генштабе ВС РФ, в беседе с НСН добавил, что у России уже есть необходимое количество спутников, которое обеспечит связь для ПАК ДА. «Далеко не только за счёт космической группировки может быть достигнута надёжная система связи. Существуют системы, которые работают с так называемыми шумоподобными сигналами, которые очень сложно подавить. Существуют и другие способы связи: например, тропосферная связь. Спутниковая связь — это один из элементов. Такие бомбардировщики, как ПАК ДА, будут использовать комплекс средств связи. Космическая группировка, которая на сегодня есть у России, обеспечить спутниковую связь может. Но надо понимать, что с началом боевых действий, эта группировка будет подвергнута воздействию. И эта система связи может быть нарушена», — предостерёг военный эксперт. А НА ЧЁМ ЛЕТАТЬ? Первый полёт нового бомбардировщика в Минобороны запланировали на 2025-2026 годы. Как считает Вадим Лукашевич, вместе с решением о возобновлении выпуска Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2 это поможет наработать утраченные производственные навыки и сформировать коллектив конструкторов. Ведь, по его словам, до постановки на вооружение ПАК ДА «летать-то на чём-то надо». Екатерина Москвич