Войти в почту

До "Белого лебедя". Как советские бомбардировщики обгоняли звук

Первый стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь", построенный после возобновления производства этого типа самолетов, выкатили из цеха окончательной сборки Казанского авиазавода имени Горбунова, сообщает ТАСС. Уникальная машина, которая считается самым большим боевым самолетом в мире и самым быстрым бомбардировщиком из летающих ныне, совершила свой первый полет в 1981 году. Ту-160 стал результатом более чем 30-летней работы отечественных конструкторов. Редакция портала Москва 24 вспомнила самые интересные проекты советских сверхзвуковых тяжелых самолетов. О том, что Советскому Союзу не помешали бы сверхзвуковые самолеты, способные доставлять ядерные боезаряды через океан, руководство страны задумалось еще в начале 1950-х годов. Преимущества сверхзвуковых стратегических самолетов были очевидны: на высоких скоростях легче прорвать противовоздушную оборону противника и оторваться от вражеских истребителей. М-50: мало тяги Основные работы по проектированию советского сверхзвукового "стратега" изначально были возложены на ОКБ Мясищева, где в 1956 году началось проектирование самолета М-50. Максимальная дальность полета по проекту должна была достигать 14−15 тысяч километров, а на подходе к цели машина должна была разгоняться до 1900−2000 километров в час. Несмотря на то что эти требования по тем временам выглядели фантастическими, работа закипела. Уже в октябре 1959 года М-50 совершил свой первый полет. Однако в ходе испытаний машины выяснилось, что в железе она явно не дотягивает до желанных характеристик: максимальная зафиксированная скорость М-50 была вдвое меньше ожидаемой − 1090 километров в час, или, говоря авиационным языком, 0,99 Маха. Главная проблема оказалась в двигателях: советская промышленность на тот момент не могла создать силовые установки, способные разогнать 120-тонную машину до сверхзвуковых скоростей. Проект самолета М-50 и его последующих модификаций окончательно свернули в начале 1970-х годов. В процессе работы над М-50 всплыла и другая проблема: по расчетам, машина такого класса во время полета до США и обратно должна была съедать около 500 тонн топлива. Советские конструкторы предложили достаточно оригинальное решение проблемы. М-60: атомное безумие В мае 1957 года ОКБ Мясищева представило эскизный проект сверхзвукового бомбардировщика М-60. Фишка самолета была не столько в его футуристических формах, сколько в двигателе: на самолете планировали использовать... атомную силовую установку (АСУ). Предполагалось, что на ядерном топливе самолет сможет преодолевать без посадки 25 тысяч километров и разгоняться до скорости, вдвое превосходящей скорость звука. Дело эскизом не ограничилось: на базе бомбардировщика Ту-95 была создана летающая лаборатория с ядерным реактором. Однако в 1960 году проект закрыли: в СССР ударными темпами развивалась ракетная техника и атомные самолеты были признаны слишком дорогим способом доставки ядерного оружия. Кроме этого не были до конца решены вопросы защиты экипажей от радиации, пугающими выглядели и возможные последствия в случае катастрофы атомного самолета. К слову сказать, идея снабдить реактором бомбардировщик приходила в головы и американским конструкторам. Еще в 1946 году в США стартовала программа Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft (NEPA) по разработке самолета с атомным двигателем. В рамках исследований на базе бомбардировщиков B-36 были построены две летающие лаборатории с ядерными реакторами на борту. Всего было совершено 47 испытательных полетов, но к началу 1960-х годов программа была закрыта. Т-4МС "Двухсотка": нелетающее крыло Одним из самых интересных советских проектов стратегических бомбардировщиков мог стать самолет Т-4МС "200"("двухсотка"), работы над которым стартовали в 1969 году. Конструкторы КБ Сухого наделили машину революционной по тем временам компоновкой "летающее крыло", при этом часть крыла имела изменяемую стреловидность. Ожидалось, что такой планер вкупе с четырьмя турбореактивными двигателями сможет разгоняться до трех скоростей звука. Дальность полета 120-тонной машины с максимальной нагрузкой должна была составить 14 тысяч километров. Самолет мог нести четыре ракеты "воздух−земля" большой дальности Х-45, 24 ракеты малой дальности Х-15 или авиабомбы общей массой в 45 тонн. Военным эти характеристики понравились, однако работы над Т-4МС не продвинулись дальше аванпроекта. На тот момент "Сухой" был сосредоточен на разработке и производстве истребителей, для выпуска машины у него попросту не хватало мощностей. Задача по разработке сверхзвукового стратегического бомбардировщика в 1972 году была в итоге возложена на ОКБ Туполева который к тому времени уже имел опыт создания тяжелых сверхзвуковых машин − пассажирских самолетов Ту-144. Отработанные на Ту-144 решения были использованы при создании ракетоносца Ту-160. Впрочем, при создании "Белого лебедя" использовался опыт практически всех советских разработок в области создания сверхзвуковых бомбардировщиков.

До "Белого лебедя". Как советские бомбардировщики обгоняли звук
© Москва24