В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Ударный "Опустошитель": как создавался "Ночной охотник"

35 лет назад совершил первый полет (висение) опытный образец вертолета Ми-28. Впоследствии на базе этой машины был создан ударный Ми-28Н, который известен также под именем "Ночной охотник", а по кодификации — Havoc ("Опустошитель").

Ударный "Опустошитель": как создавался "Ночной охотник"
Фото: ТАССТАСС

На вооружение он был принят в 2009 году. Серийно производится в Ростове-на-Дону с 2006 года — на (входит в ), всего выпущено порядка 100 экземпляров разных модификаций. Согласно госпрограмме вооружения до 2020 года, российская авиация должна получить в общей сложности около 200 единиц Ми-28Н.

Видео дня

С марта 2016 года "Ночные охотники" успешно применяются в операции Вооруженных сил РФ в Сирии против боевиков (ИГ, террористическая организация, запрещена в РФ). С недавнего времени на Ми-28Н выступает авиационная группа ВКС России "Беркуты", показывающая высший пилотаж на строевых машинах.

Конкурент — "Черная акула"

В 1976 году и Совет министров СССР приняли постановление о разработке нового ударного вертолета, который по своей боевой эффективности превосходил бы американский Apache и стоящий на вооружении советский Ми-24. Конкурсные проекты машин представили ОКБ Камова (Ка-50 "Черная акула") и ОКБ Миля (Ми-28, генеральный конструктор проекта — Марк Вайнберг). В отличие от первого, вертолет Миля создавался в соответствии с традиционной концепцией одновинтовой двухместной боевой машины с рулевым винтом. При этом было разделение функций между двумя членами экипажа: пилотом и штурманом-оператором.

Первыми, кто 10 ноября 1982 года поднял опытно-экспериментальный вариант Ми-28 в воздух, были летчик-испытатель ОКБ Миля Гурген Карапетян и штурман-испытатель .

Особых ярких впечатлений от этого полета, вспоминает летчик, не было. Машина была достаточно устойчива и очень чувствительна в управлении. "В последующие полеты мы уже доходили до скорости 60 км/ч, это было позже в ноябре и чаще в декабре 1982 года", — рассказывает он. После этого все материалы наших полетов и расчетные материалы КБ Миля были представлены на совет в Министерство авиационной промышленности СССР. После чего было получено одобрение на выполнение первого полета.

Серия предварительных испытаний проходила с 1982 по 1985 год, причем параллельно с испытаниями Ка-50. В итоге было принято решение, что в этом конкурсе победила фирма Камова. "Мы были не согласны, потому что прекрасно понимали, что на одноместной машине, летать просто, а вот воевать уже сложнее", — вспоминает Карапетян.

Создатели Ми-28 и летчики-испытатели фирмы Миля заверяли военное руководство, что "летчик на предельно малых высотах не может один выполнять сразу все функции: пилотировать, искать цели, огибать препятствия и уничтожать". Карапетян поясняет, что "на высотах 5-15 метров все эти задачи один пилот выполнять не может. Это возможно на высоте 30-50 метров может, но тогда вероятность его поражения возрастает до 95%".

Карапетян вспоминает еще один случай, который произошел во время его пребывания с генеральным конструктором ОКБ Миля в Афганистане в 1980 году. На высоте 50 метров был сбит вертолет Ми-24. "То ли там снайпер был очень хороший, то ли шальная пуля попала нашему летчику в голову. А пилот другой не успел среагировать и с высоты 50 метров они упали и разбились", – рассказывает он. По возвращении в Москву, были проведены советующие доработки Ми-28, в том числе изменена геометрия кабины. Тогда Карапетян обратился к генеральному конструктору с просьбой, чтобы была забронирована вся кабина машины: не только нижняя часть, но и стекла.

По его словам, "жизнь показала, что концепция двухместной машины — абсолютно правильная". У американцев тоже была такая ситуация, отмечает летчик-испытатель – везде в печати публиковались материалы в пользу одноместной концепции.

По словам Карапетяна, внедрялись разные концепции вертолета для улучшения эргономики машины. Летчик приводит пример: чтобы запустить двигатели на Ми-24, нужно было выполнить 144 операции, а на Ми-28 всего 18. Разница была существенная. "Было много разных усовершенствований внедрено, причем некоторые мы еще хотели на Ми-24 сделать, но Минобороны не захотело тогда это все внедрять", — рассказывает он. На Ми-28 все реализовать удалось.

Летчик признается, что не знает, кто в свое время дал машине название "Ночной охотник", "для меня он просто Ми-28".

Очная ставка с Apache

8 июня 1989 года Ми-28 впервые был продемонстрирован на авиасалоне во французском Ле Бурже. Советский ударный вертолет тогда стал настоящей сенсацией салона и всей выставки. Сначала, признается Карапетян, зарубежная реакция была такая: "Ай, копия Apache!".

Именно тогда на выставке произошла комическая ситуация. В один из дней на рулежной дорожке друг напротив друга встретились Apache и Ми-28. Иностранцем управлял известный американский летчик, который в свое время проводил его испытания, а Ми-28 — Карапетян.

С точки зрения боевой живучести, рассуждает летчик, "Ми-28 и Apache — две совершенно большие разницы, и поэтому они (американцы) это все понимали". По его словам, "мы получили очень хорошую машину, которая по боевой живучести и эффективности сейчас одна из самых лучших в мире".

12 октября 2016 года совершил первый полет Ми-28НМ. Этот модернизированный вариант оборудован двойным комплектом управления: в отличие от "обычного" Ми-28Н, где оператор в передней кабине ограничен в возможностях пилотирования, новой машиной можно полноценно управлять из любой кабины. Помимо надвтулочной РЛС, вертолет получил также новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию. Ожидается, что первую партию этих машин российские военные получат в 2018 году.

Создана также еще одна модификация — Ми-28УБ — учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов. Первые экземпляры уже поступили в войска в этом году, всего в трехлетний срок планируется поставить до 30 экземпляров этой машины.

То, что по кодификации Североатлантического альянса вертолет Ми-28 в свое время назвали "Опустошителем", Карапетян считает очень точным. "Сейчас опыт применения их в Сирии показал, что тот эпитет, который ему дало НАТО, абсолютно правильный", — улыбается летчик.

ТАСС благодарит в подготовке материала пресс-службу холдинга "Вертолеты России"