Индийский флот, отчалив от России, берет курс на Америку
Индия и США намерены активизировать сотрудничество, касающееся технологий строительства и эксплуатации авианосцев. Как сообщил 4 ноября телеканал NDTV, договоренность об этом была достигнута в ходе завершившейся встречи делегаций двух стран. Это была уже четвертая встреча в рамках рабочей группы по сотрудничеству в области технологий, связанных с авианосцами (JWG). По информации СМИ, американская делегация, находившаяся в Индии с 29 октября по 3 ноября, посетила Гоа, Мумбаи и Нью-Дели. Делегацию США возглавлял контр-адмирал Брайан Антонио, индийскую - вице-адмирал Дилип Дешпанде. Интересно, что другое индийское издание - Business Standard, сообщило, что американским членам рабочей группы было разрешено провести два дня (30-31 октября) на борту авианосца «Викрамадитья», который не только является модернизированным советским авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», но и в состав авиакрыла которого в настоящее время входят российские самолеты МиГ-29К/КУБ. «Крен ВМС в сторону Вашингтона больше не удивит Москву, но российские брови наверняка будут подняты из-за того, что американские адмиралы посетили произведенный в России авианосец, эксплуатирующий российские истребители», - отметило известное индийское СМИ, подчеркнув, что индийские моряки якобы разочаровались в сотрудничестве с Россией и теперь ВМС Индии сближаются с ВМС США. Ранее издание Times Of India информировало своих читателей: индийские власти получили от администрации президента США Дональда Трампа уведомление о том, что в США одобрили поставки электромагнитных катапульт EMALS, которые Нью-Дели планирует использовать при постройке новых авианесущих кораблей. Система EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) разработана компанией General Atomics для замены паровых катапульт на американских авианосцах. Первым кораблем, оснащенным электромагнитной катапультой, стал авианосец ВМС США нового поколения «Джеральд Форд», который вошел в строй в июне этого года. Как заявляет производитель, катапульты EMALS в сравнении с паровыми обеспечивают больший импульс толчка при снижении общей массы устройства. Кроме того, электромагнитная катапульта позволят увеличить интенсивность полетов авиации. В Нью-Дели, отметило Times Of India, намерены установить электромагнитную катапульту на свой перспективный авианосец «Вишал», строительство которого начнется сразу после сдачи другого корабля – «Викрант». Из-за финансовых сложностей ввод «Викранта» в эксплуатацию отложен как минимум до 2018 года. И «Викрамадитья», и строящийся «Викрант» используют российскую авиацию - вертолеты и самолеты МиГ-29К/КУБ. «СП» не раз рассказывала о том, что в Индии уже стало традицией закупать российскую военную технику, «разочаровываться в ней», а потом снова закупать. Причем критике подвергаются как самолеты Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, так и танки Т-90С, на которые в августе индийские военные вообще возложили ответственность за неудачное выступление на танковом биатлоне. Логика подобных действий, как отмечают эксперты, связана не с техникой, а с лоббизмом и торгом, мол, видите, ваша техника отказывает, но мы ведь ее все равно покупаем, поэтому сделайте нам скидку. Действительно ли индийские военные хотят положиться при строительстве перспективного авианосца на американцев? Или все это тот самый элемент торга? - Понятно, что Соединенные Штаты хотят глубже проникнуть на индийский рынок вооружений и военной техники, а в этом деле все средства хороши, - отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. – Но все-таки здесь актуальны другие вопросы: а действительно ли американцы могут дать индийцам то, что им нужно? Насколько они готовы делиться технологиями строительства новых кораблей? У меня есть большие сомнения, что индийцы, несмотря на все сообщения, смогут получить электромагнитные катапульты EMALS. Американцы, скорее всего, будут участвовать в проекте строительства нового авианосца как консультанты, предоставляя услуги в области консалтинга, технологических решений, что на самом деле – довольно прибыльный бизнес. Штаты могут продать индийцам отдельные комплектующие, оборудование, но весь корабль вряд ли они будут строить. «СП»: - То есть участие США в строительстве нового авианосца «Вишал» может быть похоже на участие российских компаний в постройке «Викранта»? - Известно, что в проектировании корабля «Викрант» принимали активное участие специалисты ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро», кроме того, мы поставляли в Индию авиатехническое оборудование и судостроительную сталь. Так что, российская доля в строительстве индийского авианосца довольно весомая. Будут ли американцы главным контрактором в проекте перспективного корабля, пока неизвестно, но главным консультантом судостроительной верфи – вполне. Скажем, четыре универсальных десантных корабля (УДК) собирается строить индийская компания Reliance Defence & Aerospace, но в рамках этой программы ее партнерами выступают французские компании DCNS France и STX France, которые также получат прибыль от ее реализации. «СП»: - В индийской прессе много материалов о строительстве второго авианосца по проекту «Викрант», перспективный корабль вроде бы должен сильно отличаться от строящегося, но все-таки это не самая ближайшая перспектива. Или нет? - Решение об облике нового корабля должно быть принято заранее. Индийцы будут стараться ускориться, но если сравнивать их темпы с китайскими, то такое сравнение, очевидно, не в пользу первых. Думаю, что на «Викранте» будут базироваться «мигари», а на новом – уже другие самолеты. Я не очень верю, что МиГ выиграет в этом тендере, также как, не очень верится в то, что США продадут индийцам F-35C Lightning II. Скорее, авиакрыло будет представлено американскими F/A-18E/F Super Hornet или французскими Rafale M. Вообще, гипотетически новый индийский авианосец надо рассматривать в контексте нового самолета, который в каком-то смысле и будет определять технические решения на авианосце. Можно предположить, что сроки этих тендеров будут унифицированы и, увы, сильно политизированы. То есть если индийцы выберут Rafale M, то в строительстве корабля будет больше французского участия, если F/A-18E/F Super Hornet, то – американского. Хотя у индийцев нет опыта эксплуатации авианесущего корабля с катапультой. «СП»: - Насколько реальны публикации о том, что индийцы разочаровались в российском сервисе обслуживания кораблей? - Вряд ли они здесь хотят сделать ставку на США. По самому кораблю «Викрамадитья» гарантийные работы уже вроде бы закончились, но не думаю, что американцы будут сами что-то ремонтировать на чужом для них корабле и нести за это ответственность. Вообще, надо понимать, что в Индии активна деятельность различных лоббитских групп, между которыми идет самая настоящая война. Одна такая группа ориентирована на сотрудничество с Россией, другая - на Францию, третья - на Израиль. В последние годы появилась довольно влиятельная группа, которая ориентируется на Соединенные Штаты, причем не столько по характеристикам техники, сколько в плане большой политики. Эти группы, откровенно говоря, стоят за информационными атаками то на французский истребитель Rafale, то на российско-индийский проект истребителя пятого поколения FGFA, то на МиГ-29. Это война как индийское колесо сансары - все постоянно друг с другом воюют за разные интересы, и крайне сложно понять, каковы у индийских военных реальные претензии к той или иной военной технике. В итоге - индийский оружейный рынок по умолчанию сильно коррупционный. - Индия в принципе задумывает проект строительства перспективного авианосца в рамках широкой международной кооперации, но, на мой взгляд, доля российского участия в нем будет больше, чем американская, - полагает заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. - Долевое участие США здесь вряд ли будет иметь принципиальное значение. Даже в случае поставки электромагнитных катапульт в Индию они должны быть адаптированы под индийские требования, а значит - под катапультный старт российского МиГ-29К. Кроме того, состав авиакрыла может быть смешанным и состоять еще из французских палубных истребителей. Вообще, любая страна старается экономить на военных расходах, и прежде всего - на обслуживании техники. А если у вас разные парки самолетов, то это сильно сказывается на стоимости их эксплуатации. Поэтому не исключаю, что индийцы по объективным причинам могут закупить еще партию российских МиГ-29. Что касается индийской «усталости от российского сервиса», то я уверен, что это - вброс со стороны индийских СМИ. Все регламентные работы по текущему обслуживанию - на северодвинском «Севмаше», и американцы здесь вообще ни при чем. Возможно, и возникли какие-то проблемы, но как правило, они связаны с задержками по оплате за сервисное обслуживание со стороны Индии. Такие вопросы обе стороны должны решать в конфиденциальном порядке, продлевая срок по оплате. Но из-за лоббизма групп обычные рабочие вопросы вытаскиваются в СМИ, чтобы в целом представить в негативном свете российско-индийское сотрудничество в сфере ВТС. Наша справка В общей сложности, по нескольким контрактам индийцы закупили 45 российских корабельных истребителей, хотя периодически в Индии аудиторы критикуют «мигари» за якобы недоработки и дефекты. Так, согласно отчету надзорных ведомств, самолеты вроде как имеют проблемы с планером, двигателем РД-33МК и электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В то же время летом 2017 года ресурс Indiatoday.in сообщил о том, что командование ВМС Индии в дополнение к существующему парку МиГ-29К/КУБ хотело бы закупить еще несколько десятков истребителей для кораблей «Викрамадитья» и «Викрант» с возможным последующим лицензионным производством в Индии – в рамках национальной программы Make in India.