Войти в почту

Американский конвейер против советского подхода: почему российские летные училища - лучшие в мире

О том, на каких самолетах будут учиться летать российские пилоты в ближайшие годы и о том, почему российская система подготовки летчиков - лучшая в мире, рассказывает сайт телеканала «Звезда». Пилоты воздушно-космических сил элита российской армии. Каждый из этих специалистов на вес золота, и дело не только в том, что они проходят строжайший отбор, обладают колоссальным багажом знаний, но и в том, что на их обучение тратятся огромные деньги из бюджета страны. Миллионы за пилота Цена обучения пилота зависит от многих факторов. Это стоимость летного часа учебных машин, тренажеров, их программного обеспечения и много другого. Но низкой она не была никогда. Последний раз официальные данные были приведены в 2009 году Главнокомандующим ВВС России генерал-полковником Александром Зелиным. По его словам, стоимость обучения летчика фронтовой авиации тогда составляла 3,4 миллиона долларов, а летчика-снайпера около восьми миллионов. Сложность бортовых систем самолетов четвертого и пятого поколений стремительно увеличивается, а значит, будут расти требования и к пилотам. И российское военное ведомство стремится максимально снизить затраты на их обучение, не снижая при этом его качества. Американский конвейер Российская система подготовки пилотов уникальна и в корне отличается от американской. Летные училища смогли сохранить лучшее с советских времен, когда на подготовку пилота не жалели ни денег, ни времени. Будущим летчикам дают именно высшее образование, которое включает в себя изучение физики, высшей математики, истории и других дисциплин. Российский пилот обладает инженерными знаниями, разбирается в аэродинамике и сопромате. Это специалист широкого профиля, а не только человек, способный управлять летательным аппаратом. В США к обучению пилотов подходят со свойственной американцам прагматичностью. Летная подготовка здесь начинается с первых месяцев обучения, курсанты летают на различных типах самолетов. Летные школы в США это конвейер, и многие из учащихся отсеиваются после первых месяцев, не выдерживая нагрузки. Выпускников американских училищ можно сравнить с бакалаврами. К примеру, многие пилоты, которые приходят после службы в ВВС США в НАСА, вынуждены доучиваться, чтобы получить высшее образование, которое требуют от кандидатов в отряд космонавтов. Старик Альбатрос Будущие летчики поступают в российские летные училища после окончания школы или в ходе службы по призыву, чаще всего в возрасте 17-22 лет. Абитуриенты проходят жесткий отбор, который касается как физических, так и умственных данных кандидатов, которые проверяются с помощью различных тестов. Первые два года обучения посвящены фундаментальным наукам. После этого курсанты начинают подготовку к первому вылету: перед ним они должны налетать на тренажере несколько десятков часов. Основным самолетом для первоначальной подготовки на данный момент является L-39C Albatros, который был создан для замены учебно-тренировочного Aero L-29 Delfin в конце 1960-х годов и выпускался в Чехии до начала 2000-х. Это проверенная и хорошо себя зарекомендовавшая себя машина, пусть и не лишенная некоторых недостатков. Но уже в 1990-х стало понятно, что рано или поздно ей придется искать замену. Именно тогда начались работы над созданием новой концепции обучения пилотов, которая включала в себя две машины: Як-152 и Як-130. Два Яка для ВКС Эти два самолета являются частью одного комплекса обучения пилотов, который был разработан корпорацией Иркут . Як-152 самолет первоначальной подготовки и профессионального отбора летчиков на ранней стадии обучения . Комплекс включает в себя процедурный тренажер, учебный компьютерный класс и средства объективного контроля. Предполагается, что на этой машине курсанты будут осваивать первоначальную технику пилотирования , основы навигации, групповые полеты. Информационно-управляющее поле кабины унифицировано с самолетом Як-130. Як-130 учебно-боевой самолет, который создавался именно как замена L-39 . Однако он в корне от него отличается. Российская машина более чем в два раза тяжелее чешской (10 290 кг против 4700 кг), имеет вдвое большую дальность полета (две тысячи километров против одной у L-39), а также большую на 300 км/ч скорость полета (1060 км/ч против 760 км/ч). Кроме того, Як-130 может выполнять функции полноценного боевого самолета и нести три тонны вооружения. Россия активно и с успехом продвигает эту машину на зарубежные рынки. Самолет стоит на вооружении пяти стран мира, еще несколько рассматривают возможность его закупок . В российских учебных центрах учащиеся пересаживаются на Як-130 ближе к старшим курсам. Всего на вооружении ВКС РФ стоит 81 Як-130, а Як-152 находится на испытаниях. Не замена, а помощь Вопреки расхожему мнению, тренажеры для подготовки пилотов не заменяют летные часы. Сегодня в училищах курсанты имеют налет около 300 часов, что вполне сопоставимо с советскими временами. Тренажер это вспомогательное устройство, которое позволяет довести до автоматизма некоторые навыки пилотирования, при этом оно интегрировано в авиационные комплексы Як-152 и Як-130 и создавалось в тесном сотрудничестве с ОКБ им. Яковлева. Стоит отметить, что тренажеры для курсантов летных училищ существовали и в СССР, но тогда они были аналоговыми. Это был макет, который позволял учащимся обживаться в кабине, отрабатывать навыки полета по приборам. Сегодня это устройства совершенно другого уровня. Чаще всего тренажер представляет собой кабину самолета с установленным перед ней экраном. В некоторых случаях гидравлика позволяет также менять положение самолета в полете. Возможно моделирование различной местности и погодных условий, а самое главное нештатных ситуаций. Главное преимущество тренажеров перед реальными самолетами их стоимость. Цена тренажерного класса в десятки, если не в сотни раз дешевле самолета и его эксплуатации. И поэтому они повсеместно внедряются в летных училищах. Помимо тренажеров с макетами кабин существуют также упомянутые выше компьютерные классы с установленными на компьютеры имитаторами полета и джойстиками. Этот упрощенный вариант тренажера только на первый взгляд кажется простым авиасимулятором: он позволяет отрабатывать пилотирование самолета в ходе практических занятий одновременно десятками учащихся под контролем одного преподавателя. Это также значительно ускоряет и удешевляет обучение. Что же касается подготовленности абитуриентов к перегрузкам, то специальных тренажеров для этого по примеру центрифуг в центре подготовки космонавтов, в летных училищах нет. Курсанты в рамках медкомиссии проходят испытания в барокамере, где проверятся их годность к полетам, работа сердечно-сосудистой системы и головного мозга. Девушки-асы Пожалуй, самым ярким нововведением текущего года стал первый в истории прием девушек в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Из более чем 200 кандидаток были отобраны 16, которые приняли присягу 30 сентября . По словам Виктора Бондарева, который был на тот момент Главнокомандующим ВКС РФ, в будущем девушки могут стать в том числе и пилотами армейскрй авиации . Кроме того, в Минобороны не исключают, что из курсанток Краснодарского высшего авиационного училища состоится отбор в отряд космонавтов. По словам Министра обороны РФ Сергея Шойгу, такое решение было принято из-за большого числа заявлений. С учетом того количества заявок, которые поступают в адрес Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы, поэтому с 1 октября этого года первая группа девушек приступит к обучению на военных летчиц. Надеюсь, через пять лет они украсят подобный праздник своим мастерством , - отметил министр, говоря об авиафестивале к 105-летию ВКС в парке Патриот . Причиной такого решения стало в том числе и то, что по всему миру количество женщин в вооруженных силах и ВВС в частности растет. К примеру, женщины составляют порядка 10% от личного состава ВВС Великобритании, есть они и в военно-воздушных силах США. История знает множество примеров, когда летчицы принимали участие в боевых действиях и показывали себя с лучшей стороны. Вспомнить хотя бы пилотов Великой Отечественной войны Марину Раскову, Евгению Рудневу, Екатерину Буданову, Екатерину Зеленко, чьи подвиги вписаны в историю российской армии. По словам Сергея Шойгу, опыт краснодарского училища может быть перенят и другими военными вузами. Небесный талант Хотя современные боевые самолеты это сложнейшие комплексы, где большая часть функций пилота ложится на электронику, человеческий фактор также важен, как и во времена Второй мировой войны. Как и раньше, пилот должен иметь не только знания, но и талант. Но как отобрать из сотен тысяч молодых людей талантливых пилотов? В СССР для этого существовала многоступенчатая система. На государственном уровне поддерживались авиамодельные кружки и другое техническое творчество, куда мог почти бесплатно записаться любой желающий школьник. И если молодой человек понимал, что его интересует профессия летчика, он отправлялся в ДОСААФ. Здесь он мог совершить прыжок с парашютом, полетать на планере, самолете. Вложения в эту систему образования позволяли выявить талантливых пилотов, а также создать огромный резерв. И во многом благодаря этому мобилизационный ресурс в СССР был одним из самых высоких в мире. В данный момент государство предпринимает шаги для восстановления этой системы. Так, в 2016 году премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею возрождения ДОСААФ на принципах, существовавших еще в советское время. Тогда же стало известно, что ДОСААФ планирует создать 18 центров военно-патриотического воспитания к 2020 году по в ей стране. Кроме того, в 2015 году было создано военно-патриотическое движение Юнармия , которое насчитывает на данный момент уже более 160 тысяч человек.

Американский конвейер против советского подхода: почему российские летные училища - лучшие в мире
© ТК «Звезда»