Войти в почту

Первым делом самолеты: старейшему производителю авиадвигателей исполняется 105 лет

19 октября 105-й день рождения отметит старейшее в Москве предприятие по изготовлению авиадвигателей — Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», двигатели которого принесли российской авиации мировую славу. Mos.ru вспоминает историю предприятия и легендарные полеты, совершенные с помощью его продукции. Маленький завод на Николаевской улице История «Салюта» началась в 1912 году. Называлось предприятие тогда по-другому: в мастерских на Николаевской улице французская компания «Гном-Рон» создала маленький завод. Там собирали авиационные моторы «Гном» мощностью 80 лошадиных сил. Их устанавливали на самолеты Nieuport-IV и Farman-XVI. Именно на Nieuport-IV с двигателем «Гном» в 1913 году выдающий русский летчик Петр Нестеров впервые выполнил мертвую петлю. В 1915 году из Риги в Москву перевели завод «Мотор», где начали выпускать первый отечественный авиационный семицилиндровый двигатель «Калеп» и девятицилиндровый РОН-110. С ними летали Nieuport-Х и Nieuport-ХV. Через два года французский предприниматель построил на уже существующей площадке на Николаевской улице завод «Сальмсон», который поставлял одноименные моторы для военного ведомства России. После революции, в декабре 1918 года, всю авиационную промышленность национализировали. Завод «Гном» был переименован в «Икар», а «Сальмсон» — в «Амстро». Начало 1920-х годов было очень плодотворным для советской авиапромышленности. Появился двигатель М-5, позже — М-11, М-15 и М-26, созданные под руководством конструктора Аркадия Швецова. Вскоре выпустили еще несколько моделей. В эти годы некоторые заводы, производившие двигатели, объединяли и переименовывали. К 1927 году после ряда слияний появилось предприятие «Завод № 24 имени М.В. Фрунзе» (а теперь — «Салют»). В том же году подготовили к серийному производству двигатель М-17 мощностью 660 лошадиных сил, которым оснащался самолет «Страна Советов» конструкции Андрея Туполева. На этом самолете впервые совершили перелет из Москвы в Нью-Йорк — на расстояние 21 тысяча километров. Тогда же на самолете АНТ-3 состоялся перелет в Токио. В 1930-е годы начали серийное производство двигателя Александра Микулина АМ-34, родоначальника большого семейства АМ. На самолетах с этими моторами совершали исторические перелеты и устанавливали мировые рекорды. Всего в это десятилетие советские летчики совершили 110 рекордных перелетов. Москва — Северный полюс — Ванкувер 18 июня 1937 года самолет АНТ-25 с мотором АМ-34 взлетел с Щелковского аэродрома. Пилоты Валерий Чкалов и Георгий Байдуков со штурманом Александром Беляковым совершили перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США. Через Северный полюс летели в сложнейших условиях. Самолет часто входил в зону циклонов и облачности, покрывался льдом, было очень холодно, кислорода не хватало. Но 20 июня летчики посадили машину на западе США неподалеку от Ванкувера, преодолев расстояние 9130 километров, 5900 из которых — над океанами и льдами. К моменту посадки в баках самолета осталось около 70 литров топлива. Почти всех, кто встречал экипаж, интересовал вопрос: чей же двигатель осилил такой сложный и долгий перелет? По одной из версий, Валерий Чкалов тогда с гордостью сказал: «А ну-ка, братцы, откройте капоты. Пусть любуются…» На эмблеме двигателя было написано: «Авиационный моторостроительный завод имени Фрунзе». В Овальном кабинете Белого дома летчиков поздравил президент Франклин Рузвельт. Члены легендарного экипажа много выступали перед американцами и очень полюбились им. Обратно в СССР пилоты и штурман отправились на пароходе. 26 июля 1937 года герои вернулись в Москву, где им устроили грандиозную встречу: прокатили в открытой машине по центру под приветственные возгласы москвичей и организовали в их честь прием в Кремле. Некоторое время летчики ездили выступать на предприятия и в воинские части. Триумфальный трансатлантический перелет стал национальным рекордом, а экипаж наградили орденами Красного Знамени. На военном положении 15 октября 1941 года завод эвакуировали в Куйбышев. В 1942-м на площадке завода № 24 имени М.В. Фрунзе восстановили серийное производство авиадвигателей — завод № 45. К июлю выпустили первые пять двигателей АМ-38 для знаменитого штурмовика Ил-2. За годы войны сделали более 41 тысячи этих самолетов, и более чем на 10 тысячах из них были установлены моторы завода № 45. В 1945-м за образцовое выполнение заданий по производству моторов для боевых самолетов предприятие наградили орденом Ленина. В годы войны коллектив 19 месяцев подряд завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны. После войны его передали заводу на вечное хранение. Наше время Сегодня АО «НПЦ газотурбостроения “Салют”» — одно из крупнейших российских предприятий по разработке, изготовлению, сервисному обслуживанию и проведению авторского надзора в эксплуатирующих организациях и авиационных ремонтных заводах, успешно работающее на мировом рынке. Это предприятие полного цикла, объединяющее в своей структуре научно-исследовательский институт, конструкторское бюро и производство. Текущие производственные задачи решаются головной площадкой в Москве и филиалами предприятия. «Салют» занимается изготовлением, ремонтом и сервисным обслуживанием авиадвигателей АЛ-31Ф и его модификаций для самолетов семейства Су, АИ-222-25 — для учебно-боевого самолета Як-130, а также разработкой нового, еще более мощного двигателя для этого самолета. Предприятие участвует в проекте создания деталей и сборочных единиц двигателя ПД-14 для пассажирского лайнера МС-21. В 2016 году создан стенд для испытаний морских газотурбинных двигателей для кораблей Военно-морского флота России. Особое внимание уделяется реализации стратегических проектов по изготовлению комплектующих двигателей ВК-2500 для семейства вертолетов Ми и Ка, созданию двигателя ТВ7-117СТ для Ил-112В и Ил-114, а также по продолжению работ по подготовке новых контрактов с Минобороны России. «Салют» выпускает современные двигатели, постоянно совершенствуя технологические процессы, внедряя новые методы и средства обработки. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO-9001 на предприятии работает система менеджмента качества в области разработки, производства, ремонта, обслуживания и утилизации газотурбинных двигателей, газотурбинных установок и технологического оборудования. Научно-производственный центр входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию (АО «ОДК») госкорпорации «Ростех».

Первым делом самолеты: старейшему производителю авиадвигателей исполняется 105 лет
© Mos.ru